3 способа Работы с Аналоговым Синтезатором в Ableton Live


Hardware

Сегодня мы с вами узнаем способы работы с аналоговыми синтезаторами (и грувбоксами) при помощи программы Ableton Live 9. Эта тема была ранее затронута в моем вебинаре “Живое выступление с Ableton Live”, однако она требует куда более тщательного разбора.

Рано или поздно какой-либо синтезатор, осязаемый, красивый, и достаточно увесистый, появляется на столе у многих музыкантов. После того, как первые несколько часов эйфории остаются позади, взгляд устремляется к компьютеру, и в этот момент возникает насущный вопрос: “А как же его теперь интегрировать в Ableton Live?”

Думаю, что вооруженные знаниями из этой статьи, вы сможете использовать своего аналогового монстра на все сто.

Лично для себя я выделил три основные техники работы с внешними синтезаторами. Для демонстрации этих техник я буду использовать свой грувбокс Korg Electribe EMX. Понятно, что это не совсем синтезатор. (KORG Electribe EMX – это грувбокс, сочетающий в себе семплер, драм-машинку, синтезатор, секвенсор и блок эффектов для создания и исполнения электронной музыки.) Однако для демонстрационных целей он вполне подходит.

maxresdefault
Роль синтезатора (за неимением ничего лучшего) будет выполнять Korg Electribe EMX.

Для успешной работы синтезатора с Ableton Live нам потребуются:

– Компьютер с Ableton Live;
– Звуковая карта со свободными Midi Out и Midi In – разъемами и Audio входом;
– Midi кабель;
– Audio кабель.


Способ первый: используем девайс External Instrument

Этот способ позволяет Ableton Live отправлять MIDI-сообщения в синтезатор а также воспроизводить все звуки, издаваемые им, непосредственно через программу.

На звуковой карте нам необходимо найти разъем Midi Out (Миди Выход), а на синтезаторе нам нужно найти Midi In (Миди Вход). Нашли? Теперь необходимо соединить их MIDI-кабелем!

 

Focusrite
Midi Out/In на звуковой карте.

Таким образом мы сделали возможным передачу миди-сообщений из Ableton в синтезатор.

Теперь нам необходимо сделать так, чтобы звук из синтезатора шел в Ableton. Ищем Audio Out (Аудио Выход) на синтезаторе, и подключаем его к Audio In (Аудио Входу) на звуковой карте при помощи аудио кабеля.

Для этой цели я использовал кабель Mono Jack (x2) – Mono Jack (x2).
Вот как это выглядит у меня:

 

Korg Electribe And Focusrite
Оба аудио выхода KORG (левый и правый) направляются во входы звуковой карты.

 

Окей, мы это сделали. Что нам необходимо сделать в самом Ableton? В Ableton необходимо создать MIDI Track, и повесить на него девайс External Instrument (переводится “Внешний Инструмент”).

External Instrument настройка

 

В девайсе External Instrument в меню “MIDI To” мы выбираем название нашей звуковой карты. В моем случае это – “PRO24DSP”. Затем выбираем номер миди-канала (channel). (В большинстве случаев можно оставить первый канал, но все зависит от устройства, которое вы подключаете.) В графе Audio From вы должны указать номера тех аудио каналов, к которым был подключен аудио кабель, который передает в звуковую карту звук из синтезатора. В моем случае это 1/2.

Теперь все созданные на данной дорожке миди-клипы с нотами, будут проигрываться при помощи синтезатора, и при этом мы услышим его звук непосредственно с этой дорожки. Во время проигрывания партий нот вы можете вращать ручки параметров синтезатора, и тем самым изменять их звук на ходу.

Примечание: Если вы слышите какую-либо задержку и отставание звука от ритма в Ableton, вы можете настроить регулятор Hardware Latency в девайсе External Instrument, тем самым вы сможете скомпенсировать задержку. (Полное описание External Instrument и других девайсов Ableton вы можете найти в Главе 8 guideforlive.ru.)

В случае, если вы вдруг захотите зафиксировать все ваши манипуляции в виде аудио файла, вы можете создать рядом с получившейся Midi-дорожкой Audio дорожку и воспользоваться Resampling’ом:

 

Resampling External
При помощи Resampling’а дорожка 2 Audio записывает все, что происходит в External Instrument на верхней дорожке.

Примечание: Учтите, что запись, полученная при помощи ресемплинга, может содержать небольшую задержку!

 

Способ второй: Free Record.

Этот способ весьма творческий. Суть его заключается в том, что вы можете просто записать длительную импровизацию на синтезаторе на любую аудио дорожку. Для такого способа работы вам даже не потребуется создавать MIDI дорожку и External Instrument.

Просто удостоверьтесь, что синтезатор подключен аудио кабелем к входу на звуковой карте, создайте аудио дорожку, нажмите на ней кнопку Arm Record (готовность к записи), и записываете несколько минут своих импровизаций. Вы можете крутить ручки, менять тембр, изменять срез фильтра, наигрывать кучу самых разнообразных мелодий.

После того, как запись этого куска аудио будет закончена, можно приниматься за редактирование данного материала. Исходное аудио может быть нарезано на множество кусочков. Оставляйте те фрагменты, которые вам нравятся, убирайте те, которые не нравятся. Транспонируйте кусочки, растягивайте их при помощи варпинга, делайте Reverse (переворачивание). Поверх нарезанного на множество частей аудио файла вы даже можете добавлять аудио эффекты и различные огибающие автоматизации.

 

Primer
Пример “нарезки” ранее записанного аудио файла.

 

Замечено, что наиболее интересные результаты получаются тогда, когда у вас уже есть какая-то ритмическая основа вашего трека. Таким образом можно добиться очень интересных и изобретательных сочетаний звуков и уже существующего ритма. Этот метод широко используется как в Drum’n’Bass, Neurofunk так и в Dubstep стилях.

Примечание: с появлением нового Simpler’а в версии 9.5, вы также можете попробовать технику автоматической нарезки на Slice’ы вашего аудио материала. Просто перетащите ваш аудио-файл с импровизацией в Simpler и выберите режим “Slice”. Simpler автоматически разделит ваш аудио файл на кусочки, которые затем вы сможете запускать при помощи миди-сообщений и изменять средствами Simpler. Этот способ не такой пластичный, как предыдущий, но тоже имеет право на существование.

 

Способ третий. External Instrument + огибающая Midi CC

Этот способ позволяет при помощи огибающих Ableton Live манипулировать параметрами в синтезаторе. Достичь этого можно при помощи автоматизации так называемых Control Change (CC) сообщений. По сути этот вариант является усложненным вариантом техники, которую мы рассмотрели первой. Нам снова потребуется MIDI Track с External Instrument на нем.

Итак, допустим в нашей аранжировке или сессии уже есть клипы, которые отправляют миди-сигналы нот на внешний синт. Теперь мы можем сделать так, чтобы эти клипы также содержали в себе и MIDI CC информацию в виде огибающих. Это позволит нам, например, регулировать частоту среза фильтра.

Для этого нам нужно узнать из мануала синтезатора какие именно Control Change (CC) сообщения позволяют изменять тот или иной параметр. Традиционно, в мануалах синтезаторов имеется таблица Control Change, которая находится ближе к концу. Вот как выглядела информация о Control Change сообщениях в мануале Korg Electribe Emx:

 

Korg Electribe Manual

 

Как видите на скриншоте, я удостоверился, что СС 74 может управлять частотой среза фильтра.

Теперь можно идти в свойства миди-клипа, заходить во вкладку Envelopes (Огибающие), и там в верхнем меню выбирать MIDI Ctrl, а в нижнем меню из длинного списка выбрать номер CC 74.

Envelopes

 

После этого можно рисовать огибающую параметра. Посредством огибающей она будет диктовать синтезатору вращение ручки “frequency” Low-Pass фильтра:

Screen Shot 2016-04-11 at 17.00.11

После того, как я произвел эти манипуляции, Low-Pass фильтр синтезатора принялся усердно выполнять свою работу, а я замер, ослепленный перспективами, которые открылись передо мною: сколько всякого интересного можно таким образом автоматизировать! Думаю, что эта статья тоже добавила вам блеска в глаза, и вы посмотрите на своих железных “коней” совсем другим, понимающим, взглядом.

Примечание: не забывайте, что для описанного ранее способа в меню “Preferences“, а именно во вкладке MIDI & Sync, необходимо для MIDI-выхода вашей звуковой карты включить возможность передачи Track и Remote сообщений. Track передают миди-ноты, а Remote как раз отвечает за передачу Control Change сообщений. Что касается среднего столбика – Sync, его включение предполагает синхронизацию внешнего девайса с таймингом Ableton.


P.S. Открыт прием заявок в полный русскоязычный учебник по Ableton Live. Он называется guideforlive.ru, и содержит порядка 500 страниц формата A4, более 130 статей, которые написаны таким же понятным языком, как и эта статья. Со 2-го апреля количество заявок на учебник ограничено, доступно всего 45 кодов доступа. Подробности: http://goo.gl/forms/p84UxOQlpm


  • Olya Gracheva

    Спасибо, Wolfframe, у вас много крутых и полезных статей!
    Но вот уже который день я не могу найти ответ на вопрос: как подключить одновременно 3 аналоговых синтезатора и микрофон…?) Точнее к чему?) Такого интерфейса нет в природе?

    • wolfframe

      Ну почему же? Нужна большущая дорогущая звуковая карта с восемью входами, способная принять все синты и микрофон.

      Или же нужен небольшой микшерный пульт подключенный к звуковой карте, который примет в себя синтезаторы и микрофоны, но он выдаст вам на запись уже сведенные воедино источники сигналов.

      • Olya Gracheva

        Спасибо за ответ. Большущая, дорогущая карта точно отменяется, а вот микшер – это вариант! Кстати, кажется я обнаружила ещё один выход: MIDI Thru Box. У меня, например, в карте как раз не хватает двух миди выходов, так что такой девайс тоже годится.

  • Olya Gracheva

    …Может надо использовать миди-интерфейс (скажем с тремя выходами) и подключить его к микшеру или к аудио-интерфейсу, а потом всё это к компьютеру уже?

  • фотошоп для тех кто не умеет Ф

    Дима Добрый день, мне нужна помощь, у меня карта Native Instruments KOMPLETE AUDIO 6 и синт Juno 106 ну и Ableton)) как это всё правильно подключить, и ещё вопрос, если куплю второй и третий синт как их подключить?
    Спасибо.

    • wolfframe

      У джуно должны быть выходы, подписанные как: Output: Stereo – Mono. Это выходы, к которым подключаются два провода JAck 6,3 – JAck 6,3. Эти же провода подрубаются к звуковой карте NI, вам нужны Inputs: In 3 и In 4, похоже, подойдут.

      Таким образом все что вы играете на джуно теперь может быть записано через звуковую карту в Ableton.

      Далее на Juno есть также и MIDI Out/In, ну с ними надо обходится так, как я пояснил в статье. Потребуются миди-провода, и, похоже, джуно может работать как через External Instrument, так и по СС

      • фотошоп для тех кто не умеет Ф

        если при подключении JAck 6,3 я могу записать всё что играю, тогда для чего подключать миди? и кстати миди я подключил в синт, а usb в карту куда, такого разьема usb на карте нет

        • wolfframe

          MIDI-кабель необходим, если вы желаете заставить Juno работать под дудку Ableton Live посредством External Instrument. Вся инфа об этом есть в статье.

          • фотошоп для тех кто не умеет Ф

            Понял, Спасибо.

      • фотошоп для тех кто не умеет Ф

        Дима нужна ещё одна помощь, всё играет, только теперь экспортирую файл а он пустой, я так понял дело в настройках, подскажи что надо делать? причем после экспорта даже с мидиклавы звука нет. и кстати после подключения карты и синта, стала выключаться миди клавиатура.
        кстати это правильно что дорожка на котором juno не midi, а audio?
        Спасибо.

  • Александр Одинский

    привет. Подскажи пожалуйста, korg KP3 удастся использовать как мгновенный внешний эффект для записи при отсутствии в звуковухе midi каналов? Есть кабель 2midi на 1 usb

  • Андрей

    При использовании Ext Inst действительно возникает задержка сигнала поступающего с синта, и непонятно как этим регулятором задержки можно это исправить… Он сигнал с синта еще больше задерживает. Или я туплю где то?