5 легких способов улучшить производительность Ableton

Is this Normal
«Чувак, это нормально?!» Увы, нет…

В эру цифровых аудио студий (DAW) мы зачастую получаем целый набор проблем, с которыми нам необходимо уметь считаться. Я подготовил для вас советы, которые помогут вам настроить ваши проекты и компьютер так, чтобы он был готов к отрыву и не тормозил!

1. Настройки в меню «Preferences»

Прежде всего войдите в меню Preferences в Ableton, и затем выберете вкладку Audio. Вам нужно выключить любые ненужные «Input» и «Output» каналы в «Channel Configuration», если таковые там имеются. Так как Ableton полагает их активными, если вы не отключаете их, это может сказаться на скорости обработки аудиоданных.

Ableton Input Config
Ненужные входы и выходы можно выключить под кнопками в Channel Configuration.

Следующая настройка —  «Sample Rate». Я был бы рад работать с 96k и 24bit, однако высокие значения дискредитации и битности беспощадно жрет ресурсы процессора. Попробуйте использовать 44100 или 48000, и это освободит ощутимую часть ресурсов вашего процессора.

Ableton Sample Rate
Здесь можно установить нужный Sample Rate.

Далее мы идем в секцию Latency и регулируем «Buffer» (размер буффера). Обычно 256 и 512 — это то, что я использую в качестве размера буффера. Если вы записываете аудио, вам лучше поставить ваш буфер в низкие значения. Попробуйте 128 и 64 для того, чтобы ваше аудио записывалось без задержек. Более высокие значения буфера во время записи в Ableton в действительности располагает аудио в режиме аранжировки (или сессии) с небольшой задержкой, которая служит причиной того, что оно становится слегка не синхронным.

Latency In Ableton Live
Здесь мы регулируем задержку и размер буфера.

Следующий пункт, который вам необходимо проверить находится во вкладке CPU. Вы должны проверить и убедиться, что «Multi Core» Processor support функция включена, если ваш компьютер мультипроцессорный (двух, четырех или восьми ядерный, к примеру).

Multiparocessor Support In Ableton
Поддержка многоядерных процессоров.

Если у вас возникли какие-либо вопросы по меню Preferences, рекомендую скачать мой гайд. Он выдается за подписку на главной странице wolfframe.com.

2. «Перерывы» в аудио

Если вы заметили перерывы в воспроизводимом аудио или какие-либо трески во время проигрывания, это свидетельствует о так называемой «Disc Overload» ошибке. Индикатор этой ошибки находится в правом верхнем углу интерфейса Ableton Live и появляется в видео мигания оранжевой «D» иконки. Такое происходит, потому, что ваш жесткий диск не успевает считывать аудио информацию с жесткого диска. У него недостаточно скорости для этого:

D icon blinks in Ableton
Жесткий диск не справляется! Со CPU тоже беда!

Чтобы избежать этой неприятности вы можете попробовать понажимать «RAM» кнопку в свойствах семплов проекта. Нажатие этой кнопки переносит выбранные семплы в оперативную память. Но будьте внимательны, так как слишком много семплов, перенесенных в оперативку, полностью забьет ее, и может вызвать «Out of Memory» крэш вашего аблетона.

RAM кнопка в свойствах семплов
Кнопка «RAM» прямо над регулятором громкости.

Внимание! Удостоверьтесь что вы делаете бэкапы для всех ваших проектов и сессий. Нередки случаи, когда при чрезмерном использовании RAM-функции в клипах, большие проекты «виснут», и затем уже совсем не могут быть открыты обычным способом, поскольку оперативная память не в состоянии загрузить проект из-за «Out Of Memory» ошибки.

Если вы везучи настолько, что у вас стоит SSD-диск, тогда у вас будет гораздо меньше проблем с вашими проектами. SSD-диски стартуют буквально в мгновение ока, и, так как в них нет подвижных частей, чтение и запись происходит гораздо быстрее. О горящей «D» в правом верхнем углу с такими дисками можно забыть.

Я рекомендую использовать SSD для ваших музыкальных приложений и библиотек семплов. Вы будете ошеломлены тем, насколько Ableton работает быстрее при работе с SSD-диска! Как быть? Вы можете оснастить ваш компьютер малым SSD-диском (128 Gb) и очень большим HD для бэкапов и для хранения на нем обычных файлов и менее «быстрых» данных.

Также я рекомендую не копить большое количество файлов на рабочем столе вашего компьютера. Например, операционная система Mac Os любит прорисовывать превьюшки файлам за счет оперативной памяти. Чем больше файлов на рабочем столе — тем больше порой съедается полезных ресурсов RAM.

Рекомендую также оснастить компьютер 8gb оперативки памяти. Помните, что если вы используете 32-х битную операционную систему, вы в состоянии использовать только 4gb памяти из них. Такова особенность 32-х битных систем.

При 8gb и 64-х битах системы вы получаете в своем распоряжении полный потенциал без всевозможных проблем с приложениями, которые удерживают какую-то часть оперативки для своих нужд.

Хост Ableton Live тоже может быть 64-х или 32-х битный. При 64-х бит Аблетон теоретически может использовать любое количество оперативной памяти, какое только вы установите на компьютер. Но при 32-х битном Ableton вы по-прежнему приклеены к 4gb оперативки на нужды вашего музыкального производства.

Основная проблема 64-х битного Ableton в том, что он не сможет работать с большинством сторонних VST-плагинов. Но если вы в состоянии обходится внутренними плагинами эффектов и инструментов самого Ableton Live, вам, конечно, определенно нужно устанавливать 64-х битный Ableton.

3. Управляемся с треками/каналами в Ableton

Работая с Midi или Audio материалами, вы, скорее всего, используете много эквализации и компрессии для того, чтобы все инструменты сели в вашем миксе так как надо. В итоговом проекте возрастает количество различных обработок, и в конце концов вы можете обнаружить, что загрузка вашего CPU достигла существенного уровня (индикатор загрузки показывает ее в процентах и всегда находится в правом верхнем углу, возле той самой «D» иконки).

Самый легкий способ бороться с этим явлением — «замораживать» (freeze) дорожки. За это отвечает функция «freeze track», доступная по нажатию правой кнопкой мыши на названии дорожки.

Заморозка дорожки в Ableton
Правая кнопка мыши открывает это меню.

Эта функция отрендерит дорожку (миди или аудио — без разницы) с обработками всех плагинов на этом канале и создаст аудиофайл, проигрывание которого в итоге отнимает гораздо меньше процессорных ресурсов (зато возрастает нагрузка на жесткий диск). Эта функция также очень здорово помогает в том случае если вы хотите расшарить свой трек для друзей, у которых нет таких же плагинов, которые на этой дорожке использовали вы.

Уже после заморозки для каждой отрендеренной дорожки есть функция «flattern». Если вы уверены насчет эквализации, компрессии и эффектов на дорожке, и вам больше нет нужды заниматься настройками трека, вы можете «Flattern» его. Это заменит замороженное содержимое вашей дорожки аудиофайлом.

Функция Flattern преобразит замороженную дорожку в аудио.
Функция Flattern преобразит замороженную дорожку в аудио.

Каждый раз когда вы используете тяжеловесные плагины, чаще объединяйте дорожки при помощи функции «Group». То есть, сгруппировав однотипные инструменты вы можете повесить громоздкий эффект уже на несколько дорожек сразу, вместо того, чтобы кидать по копии на каждую дорожку. В большинстве случаев это даже полезней для целостного восприятия группы инструментов в миксе.

Также вы должны использовать «Return» шины. Наиболее подходящие Delay, Reverb и прочие эффекты могут располагаться на этих каналах, и вращение регулятора посылов на нужных вам дорожках добавит одно и то же эхо или ревер к чему бы там ни было, хоть ко всем дорожкам сразу, при этом процессор сэкономит кучу ресурсов.

Опять же — Reverb с Send/Return шины, который вы направляете на целую группу различных дорожек, или на несколько дорожек сразу звучит гораздо натуральней, нежели то, что получается при добавлении кучи копий одного и того же ревера, раскиданные по разным дорожкам.

Return шины
Реверы и пинг-понг висят на Return-шинах.

4. Audio семплы

Когда вы работаете с аудио клипами в Ableton, вы можете применить несколько хитростей, чтобы ваша работа с ними была максимально эффективна. Для начала если у вас есть какие-либо аудио файлы которые вы «варпили» с использованием «Complex Pro» или «Complex Mode» варпинга. Это довольно ресурсозатратные алгоритмы. Консолидируйте такие клипы (consolidate), для того, чтобы сохранить вашу оперативку (RAM) и уменьшить нагрузку на просессор (CPU). Вы также можете использовать «Clip Ram Mode». (Когда эта кнопка активирована, Ableton загружает клип в оперативную память, вместо того, чтобы читать аудио с жесткого диска в реальном времени.)

Возьмите за правило что любое аудио, которое было отредактировано и состоит из нарезанных кусочков, которые вы уже не будете в дальнейшем редактировать, должны быть «Consolidated» (консолидированы) или «Crop» (обрезаны), если вы не хотите получить большущую порцию клипов, хранящихся в вашей оперативной памяти и желаете ее поэкономить. Итак, старайтесь делать ваши семплы как можно более короткими и очистите их от ненужной шелухи, и это поможет вашему жесткому диску в работе с большими сессиями и проектами.

Consolidate Clips in Ableton
«Консолидирую» мелко нарезанный аудио клип для оптимизации проекта.

5. Выключите любые другие приложения кроме Ableton

В идеале у вас должен быть отдельный компьютер для создания музыки. На нем не будет никаких игр, фильмов, программ, приложений, порнушки, — ничего, кроме того, что вам нужно для занятия музыкой. Ясно, что это идеал, и мало кто может себе такое позволить. Если же вы используете ваш ежедневный компьютер для создания музыки, удостоверьтесь что вы выключили любые другие программы, которые работают в Background-режиме.

Для PC попробуйте войти в диспечер задач нажатием Ctrl + Alt + Del, или на MAC используйте Cmc + Option + Esс. Какую бы операционку вы не использовали, следите чтобы ничего лишнего не работало на вашем компьютере в фоновом режиме во время использования Ableton.

Заключение.

Ну чтож, надеюсь, что перечисленные выше советы помогут вам держать ваши проекты в тонусе. Напоследок рекомендую вам следить за обновлениями софта, держать компьютер в актуальном состоянии и делать хотя бы раз в полгода генеральную уборку в его недрах.

С Уважением, Wolfframe.

  • Roman Depthsound

    Пожалуйста дайте ясное представление как нужно подписываться когда делаешь микс нужно ли спрашивать разрешение у хозяина ориг. и как это сделать?как нужно подписываться когда купил роял фри вокал и сделал трек?и пожалуйста по подробнее!!!!