Ableton Arpeggiator – Генератор Переливов

image

Миди-эффекты (от англ. Musical Instruments Digital Interface, цифровой интерфейс музыкальных инструментов), как и аудио-эффекты, позволяют вносить изменения в миди-данные, идущие с дорожек секвенсора. Миди-эффект можно использовать в сочетании не только с внешним миди-устройством, но и с виртуальными инструментами.

Важно понимать место миди-эффекта в цепочке событий, которые происходят на дорожке. Миди-данные, содержащиеся в клипе (или те миди-данные, которые вы вводите с миди-клавиатуры), проходят обработку миди-эффектом, который видоизменяет их каким-либо определенным образом.

Затем уже изменённые данные идут в целевое устройство (коим может является внешний аппаратный миди-девайс или загруженное в программу виртуальноый плагин-инструмент, который реагирует на поступающие в него данные хорошо известным способом – выдает звук).

Таким образом типичный и неизменный маршрут прохождения сигналов выглядит так:

image

Поступающие на дорожку миди-сообщения преобразуются миди-плагином, затем они попадают в инструмент, который воспроизводит звук, а затем эти звуки уже обрабатываются аудио-плагинами.

Не трудно догадаться, что миди-эффект не изменяет звук инструмента так, как это делают аудиоэффекты. Миди-эффекты оказывают воздействие именно на миди-ноты что выражается в совершенно иной нотной партии на выходе.

Вот почему, к примеру, миди-эффект Pitch не будет изменять высоту звука (pitch) ударных, воспроизводимых сэмплером Impulse.

Не расстраивайтесь, если не удаётся сразу вникнуть в работу миди-эффектов: с опытом придёт и их понимание. В любой программе навыки приобретаются с опытом…. Подпись: Ваш кэп.

А сейчас давайте уже разберёмся, с первым из миди-эффектов, и одним из самых “эффектных” и полезных из них.

Арпеджиатор

Арпеджио – это музыкальный термин, который означает проигрывание аккорда не в виде одновременно звучащих нот, а в виде нотной прогрессии, “перебором”.  Слово “арпеджио” берет свои корни от Германской арфы (“arpha”). Т.е. “arpeggio” означает “так, как играют на арфе”).  Арпежиаторы были впервые использованы на электронных музыкальных инструментах для того, чтобы симулировать этот способ игры.

Когда на клавиатуре зажат аккорд, ноты начинают воспроизводится по одной, а не одновременно. В дальнейшем арпежиаторы становились все более навороченными, к ним было добавлено множество функций, которые в дальнейшем становились постоянными гостями в электронной музыке.

Сегодня арпежиаторы позволяют сделать гораздо больше, чем просто разделить по одной ноты вашего аккорда.  Надо заметить, что арпежиатор, включенный в программу Ableton Live на мой взгляд является  одним из самых удачных и многофункциональных.

Лучше один раз услышать, чем сто раз прочитать, поэтому давайте откроем сам арпеджиатор и немного повозимся с ним:

image

Загрузите какой-либо пресет для арпеджиатора (да хоть тот, который установлен по умолчанию) и нажмите клавишу на миди-клавиатуре или на клавиатуре вашего компьютера, чтобы озвучить какую-либо ноту.

Что вы слышите? Удерживая одну клавишу, на выходе вы получаете равномерный поток из восьмых нот.

Теперь удерживайте две клавиши. Вместо того, чтобы проигрывать одновременно по две ноты восемь раз, эффект воспроизводит каждую ноту поочерёдно. Теперь нажмите три клавиши – и Live будет раз за разом играть последовательности для каждой из трёх нот. Вот как работает арпеджиатор: перехватывает ноты, которые вы воспроизводите, и превращает их в последовательность из нот, которая идёт на вход инструмента, загруженного на дорожку.

Настраивать арпеджиатор можно разными способами: изменять применяемый эффектом порядок нот, скорость, с которой ноты воспроизводятся, длительность каждой ноты, а также производить квантование нот относительно сетки размерности текущего сэта.

Style

image

В выпадающем меню Style выбирается порядок следования нот (т.е. паттерн).

В установленном по умолчанию направлении Up арпеджиатор играет каждую из удерживаемых нот в порядке повышения их высоты: от самой низкой до самой высокой, и затем рисунок повторяется.

В направлении Down арпеджио зазвучит в противоположную сторону: от самой высокой ноты до самой низкой.

UpDown и DownUp являются сочетаниями отдельных паттернов Up и Down. Выбрав направление UpDown, вы услышите, как арпеджио проигрывается «вверх», а затем «вниз», после чего всё повторяется сначала.

В режиме DownUp все происходит наоборот. Up&Down и Down&Up – то же самое, что и UpDown и DownUp с той лишь разницей, что самая верхняя и самая низкая ноты будут повторяться, прежде чем арпеджиатор поменяет направление воспроизведения.

В режиме Converge (схождение) порядок следования нот такой: играется самая низкая нота, потом самая высокая, затем вторая по высоте нота, затем предпоследняя, третья снизу, третья сверху и так далее, пока набор нот не закончится. Затем всё повторяется.

Принцип работы арпеджиатора в режиме Diverge (расхождение) прямо противоположен режиму Converge, а Con&Diverge соединяет два режима в непрерывную цепь.

Режимы Pinky и Thumb интересны тем, что они как бы разбавляют последовательность нот самой высокой и самой низкой нотами соответственно. Например, в режиме PinkyUp арпеджиатор будет проигрывать самую низкую ноту, затем самую высокую. После этого вы услышите вторую ноту после самой низкой и снова самую высокую ноту, и так будет продолжаться, пока не закончатся все ноты.

Режим ThumbUp работает по тому же принципу с той лишь разницей, что в нисходящую последовательность нот будет вставляться самая низкая нота.

В режиме Play Order (порядок игры) ноты в арпеджиаторе будут звучать в соответствии с тем порядком, в котором вы их нажимали. Например, если вы нажимали на клавиши в порядке «до», «ми», «соль», «ля», на выходе получите паттерн «до, ми, соль, ля, до, ми, соль, ля, до, ми, соль, ля…».

В случае, если вы нажмёте на клавиши в ином порядке, например: «ми», «до», «соль», «ля», паттерн примет вид «ми, до, соль, ля, ми, до, соль, ля, ми, до, соль, ля…».

Режим Chord Trigger выпадает из традиционной методологии арпеджиатора, так как здесь одновременно звучат больше, чем одна нота. В действительности, в этом режиме арпеджиатор повторно воспроизводит каждую удерживаемую вами ноту. В результате получается как бы зацикленный аккорд.

Последние на очереди – это несколько режимов случайного воспроизведения (Random), которые создают непредсказуемые ритмические рисунки из удерживаемых вами нот.

В режиме Random программа для каждого шага нотной последовательности выбирает случайную ноту среди тех, что вы нажали. Здесь возможно неоднократное звучание одной и той же ноты – это и есть настоящий «рэндом».

Режим Random Other чуть более контролируемый: программа создаёт случайный ритмический узор из удерживаемых нот, играет его, затем создаёт новый узор и так далее. Повторяющихся нот здесь уже меньше, так как все ноты прозвучат, по крайней мере, по одному разу, прежде чем Live создаст новый паттерн.

Режим Random Once работает как Random Other, но здесь создаётся уже лишь один ритмический узор. Сыграв паттерн один раз, арпеджиатор повторяет его в том же порядке, пока вы удерживаете клавиши. Как только вы меняете аккорд, программа создаёт новый паттерн, и ноты звучат в новой последовательности; таким образом, новый ритмический рисунок создаётся каждый раз, когда вы жмёте на другие клавиши. Круто, мда? ;)

Groove

image

Меню Groove служит для добавления в паттерны нашего арпеджиатора немного свинга, т.е. “человечности” чтобы ритмический узор не казался излишне ровным, «прямым», математически-роботски-точным.

Интенсивность свинга определяется значением величины Global Groove Amount, отображаемым в секции Groove Pool (она появляется при нажатии на иконку с двумя волнистыми линиями в нижем левом углу окна браузера (см. скриншот); в нем содержаться грувы, используемые в проекте. Подробней о грувах вы можете почитать в статье Ableton Grooves: Делаем очеловеченный бит).

Hold

imageКнопка Hold автоматически «запирает» удерживаемые вами ноты, поэтому вам не требуется постоянно держать ноты нажатыми, пока играет паттерн. Активируйте эту функцию и сыграйте какой-нибудь аккорд. Когда вы отпустите клавиши, арпеджиатор продолжит игру. Теперь сыграйте другой аккорд. Арпеджиатор остановит прежний паттерн и начнёт новый.

Offset

imageКруглый регулятор Offset (сдвиг) используется для смещения начальной точки узора арпеджиатора на определённое число шагов.

К примеру, если вы выбрали направление воспроизведения Up, после чего сыграли трезвучие «до-мажор», получившийся паттерн будет состоять из последовательности нот «до, ми, соль, до, ми, соль…».

При смещении, равном 1, паттерн примет вид «ми, соль, до, ми, соль, до…». Начальная точка узора сместилась вправо на один шаг, поэтому паттерн начинается со второй ноты аккорда, то есть с «ми».

Rate andSync

imageПараметры Rate и Sync связаны друг с другом.

Ручкой Rate устанавливают скорость, с которой арпеджиатор будет воспроизводить каждый шаг паттерна.

По умолчанию эта скорость выставлена на «восьмые» ноты. Когда кнопка Sync, расположенная рядом, активна, Rate становится зависимым от длительности нот.

Если вы отключите синхронизацию, скорость перестанет зависеть от темпа и станет равной выставленному значению в герцах.

Можно заметить, что при выключении синхронизации арпеджиатор начинает работать быстрее, достигая порой такой скорости, при которой отдельные ноты становятся плохо различимыми.

Этот ловкий эффект навевает воспоминания о компьютерной музыке, созданной на базе программируемых звукогенераторов SID – звуковой микросхемы, которая стояла на старом добром Commodore 64. (У кого-то наверняка от такой новости сейчас засветились глаза! Дерзайте!)

Примечание: кстати, кто интересуется 8-бит темой – поинтересуйтесь в статье “Грязные плагины” Redux-эффектом.

Gate

imageРучкой Gate можно настроить продолжительность каждой сыгранной арпеджиатором ноты. По умолчанию значение Gate выставлено на 50 %; это означает, что длительность нот будет в два раза меньше значения, выставленного регулятором Rate.

При некоторых арифметических усилиях станет понятно, что при Rate = 1/8, длительность нот станет равной 1/16. Если же установить Gate на 25 %, длительность каждой ноты станет равной 1/32. Очень интересная настройка, рекомендуется поэкспериментировать с ней во время работы арпеджиатора. (И автоматизировать ее для достижения интересных эффектов)

Retrigger

imageПараметр Retrigger служит для перезапуска паттерна во время нажатия на новую клавишу или для того, чтобы ритмический узор арпеджио совпал с ритмом композиции.

По умолчанию эта функция отключена; это означает, что арпеджиатор не будет перезапускать паттерн, даже если вы во время его работы вы нажмёте на другие клавиши.

Паттерн перезапустится только в том случае, если вы отпустите клавиши миди-клавиатуры и затем нажмёте на другие.

В режиме Note паттерн будет звучать каждый раз сначала, когда вы нажимаете на новую клавишу. Поэтому, если вы удерживаете три клавиши и одновременно нажимаете на четвёртую, арпеджиатор немедленно перезапустится, включив в паттерн четвёртую ноту.

Последний режим, Beat, принуждает арпеджиатор к автоматическому перезапуску на той скорости, которую вы выставляете соседней ручкой. По умолчанию её значение установлено на 1 такт. Удерживая трезвучие в режиме Beat, вы услышите, что паттерн будет начинаться заново на каждой сильной доле такта.

Repeats

imageПо умолчанию арпеджио звучит, пока вы удерживаете соответствующие клавиши. Это потому, что величина Repeats (повторения) установлена на бесконечность.

Если вы повернёте ручку вправо, установив параметр Repeats на какое-либо числовое значение, арпеджиатор проиграет паттерн определённое вами число раз, после чего остановится.

Малые значения этого параметра, например, одно или два повторения, и большие значения Rate сделают ваше арпеджио похожим на бренчание на гитаре, то есть паттерн будет очень быстро проигрываться и останавливаться. Короткие очереди из арпеджио напомнят вам звуковое сопровождение к старым видеоиграм.

Transposition Controls

imageРегуляторы транспонирования сгруппированы в колонку ближе к центру интерфейса арпеджиатора.

Эти параметры позволяют арпеджиатору сдвигать ритмический рисунок по высотам тона во время его повторения.

Установите ручку Step на единицу и нажмите на клавишу миди-клавиатуры. Вы услышите, как повторяется не одна, а две ноты: та, которую вы нажали, и та, что на октаву выше.

Виной тому – ручка Distance (расстояние), повёрнутая на +12 полутонов, которые, как известно, составляют октаву. Установив число шагов Steps на 1, вы дали команду арпеджиатору сдвигать высоту тона на величину Distance для каждого повтора паттерна.

Установите параметр Steps на двойку и послушайте, что произойдёт. Теперь арпеджиатор играет три ноты. Эффект сработает и при нажатии нескольких нот – арпеджиатор проиграет паттерн один раз и затем повторит его для каждого шага значения Steps, каждый раз транспонируя ноты на величину Distance.

А сейчас попробуйте вот что. Установите Steps на 8, а Distancе на +1 полутон. Теперь, когда вы нажимаете одну ноту, арпеджиатор проиграет девять нот в хроматической последовательности. Если вы нажали «до», на выходе услышите «до, до#, ре, ре#, ми, фа, фа#, соль, соль#», и затем всё повторится. Арпеджиатор сдвигает паттерн (который на данный момент состоит из одной ноты «до») на один полутон восемь раз после изначальной высоты.

Измените Distance на +2 и послушайте результат. Очевидно, что могут получиться такие транспонированные паттерны, которые будут выпадать из тональности, в которой вы работаете. Исправить это помогут два меню, с помощью которых можно привязать ноты к выбранным тональности и ладу.

В верхней части секции транспонирования выберите «мажор» или «минор» (Major / Minor). После этого можно выбрать тонику (основную ноту аккорда – в меню Key). Например, в меню транспонирования выберите Minor, а в качестве тоники – D («ре»). Теперь нажмите и удерживайте ноту «ре». В получившемся паттерне все ноты будут смещены до ближайших нот, входящих в гамму «ре-минор».

Velocity

imageРассмотрим, наконец, регуляторы, изменяющие силу нажатия, или велосити нот во время их проигрывания. По умолчанию функции изменения велосити отключены, и каждая нота в арпеджио звучит с тем значением велосити, с которым она сыграна.

Таким образом, если по клавише «до» вы делаете лёгкий удар, а клавишу «соль» нажимаете резко, в получившемся паттерне ноты «до» будут звучать тихо, а ноты «соль» громче.

Регуляторы велосити в арпеджиаторе служат для создания псевдо-огибающей для уровня звука арпеджио.

Конечно, эффект работает только с теми звуками, которые чувствительны к быстроте нажатия на клавишу.

Когда вы активируете регуляторы кнопкой в верхней части соответствующей секции, арпеджиатор будет изменять велосити нот при их повторении.

Нижний регулятор устанавливает целевое значение велосити (Target), а ручкой Decay (затухание) определяют, сколько времени понадобится устройству для достижения целевого значения велосити от изначального.

Пример: если вы установили Target на 10, а Decay на 1000 мс, после чего резко нажали на клавишу (с наибольшим велосити, равным 127), арпеджиатор будет уменьшать велосити каждой последующей ноты до 10 в течение 1 секунды.

Для достижения обратного результата установите высокое значение Target и лёгким нажатием на клавиши извлеките тихие звуки. В результате велосити нот увеличится, достигнув целевого значения Target в течение установленного времени Decay.

Кнопкой Retrigger перезапускают процесс изменения велосити заново каждый раз, когда в аккорд добавляется новая нота. В противном случае, новые ноты будут привязаны к уже достигнутому на данный момент уровню уменьшающегося значения велосити.

Удачных экспериментов Вам с арпежиатором!

Впереди – непочатый край всякого интересного!

Не пропустите грядущие обновления на моем сайте – подписывайтесь на уведомления!

 (Просто введите свой е-мэйл в форму внизу, и нажмите на кнопку справа!)

Ваш e-mail:

С уважением, Wolfframe

  • Андрей Шартнер

    Браво!!! Как и всегда впрочем)

  • Виктор Попов

    Арпеджиатор-в чём отличается от scale

    • wolfframe

      Арпеджиатор делает арпеджио. Да, в нем есть встроенный гармонизатор, но ограниченный лишь мажорными и минорными гаммами.
      Скейл предназначен для плотной работы с корректировкой нот в нужную тональность. В скейл ты можешь задать любую, даже самую экзотическую гамму. П.С. Рекомендую прочитать статью по Scale. http://wolfframe.com/midi-effect-scale/

      • Виктор Попов

        спасибоньки респектосик)))))))))))))