Ableton Live 9: нарезки и салаты из семплов

Narezki

Введение.

Цель этой статьи – познакомить вас с несколькими эффективными приемами генерации новых идей для ваших треков в Ableton Live. Одни приемы позволят вам автоматически или в ручную получить в свое распоряжение своеобразный «салат» из аудио клипов, в котором всегда можно найти интересно сложившиеся сочетания звуков. Другие приемы помогут вам в случае, когда необходимо будет разнообразить партии инструментов, написанные в аудио или миди-формате.

В общей сложности я расскажу о 4-х техниках:

  1. Я начну с наиболее простой и очевидной, к которой вам в любом случае придется обращаться время от времени. Это техника ручной нарезки аудио семплов. Это – основа основ.
  1. Затем мы рассмотрим автоматическую нарезку аудио семплов на так называемые Slice’ы (небольшие аудио кусочки), которые будут автоматически помещены в миди клип и проигрываться и редактироваться через миди-инструменты.
  1. Далее я расскажу об очень интересном меню Launch и командах Follow Action в режиме сессии. Данные команды позволяют программировать различные сценарии поведения клипов в режиме сессии, и благодаря им мы можем получить наиболее продвинутые гибриды лупов, и многое другое.
  1. Закончу я техникой, которая позволяет «переиначивать», перекраивать аудио клип при помощи огибающей модуляции Sample Offset. Это техника, которая также оставляет неизгладимое впечатление, и результат применения которой весьма трудно предугадать.

Итак, подготовьте ваш Ableton Live к экспериментам! Будет весело!

Прием №1 – ручная нарезка аудио семплов

Как я уже говорил, эта техника – основа основ. Каким бы способом создания «салата» из аудио клипов вы не пользовались в Ableton Live, в конечном итоге вы придете к редактированию полученных результатов на дорожках в режиме аранжировки.

Возьмите пару-тройку семплов. Пусть это будут ударные партии или перкуссии. С ними легче работать. Поставьте их подряд на какую-либо аудио дорожку. Если вы не видите амплитуды файлов, не забудьте расширить отображение дорожки нажатием на треугольник возле ее названия (Unfold Track):

Screen 1

Для удобства поставьте рамочку зацикливания так, чтобы вы постоянно слышали, то, что вы редактируете.

Ну а далее, ориентируясь по амплитуде, вы можете выделять определенные кусочки аудио клипов и нажимать на клавиатуре Ctrl (Cmd) + E. Это автоматически «вырезает» выделенные фрагменты клипов. Полученные таким способом кусочки очень легко перетаскивать на другие места. Для этого достаточно поменять их порядок, перемешивать с фрагментами совершенно иного аудио клипа. Используйте команды Duplicate (Ctrl + D) для дублирования одних кусочков, Delete (Backspace) – для удаления других, также не забывайте о копировании Ctrl (Cmd) + C и вставке Ctrl (Cmd) + V.

Совет: вы можете приблизить вид на клип клавишей «+» (Zoom) пока тактовая сетка не станет хорошо видна и детализирована. В процессе редактирования вы можете зажимать Ctrl (Cmd) для того, чтобы временно отключать тактовую сетку и отмечать те части амплитуды, которые вам только заблагорассудится.

Даже если вы будете делать это совершенно “рандомно”, не задумываясь, вы все равно получите большое количество интересных музыкальных ходов, которые захотите взять на вооружение. В моем случае получился вот такой гибрид из клипов длиною 2 такта:

Screen 2

Экспериментируйте! Не забывайте о регуляторе Transpose в свойствах клипа, который управляет высотой тона каждого аудио кусочка. Добавляйте сумасшедшие Warp Marker’ы, экспериментируйте с различными режимами варпинга для создания артефактов, переворачивайте кусочки (кнопка Rev в свойствах клипа) и т.д.  Все это позволит сделать очень интересные звуки и точно станет источником многочисленных идей для треков!

Мне остается только добавить, что если вы хотите применить данную технику на миди-клипах, тогда вам понадобится преобразовывать ваши миди-клипы в аудио. Один из способов сделать это – заморозить миди-клип при помощи команды Freeze в контекстном меню. Затем «заморозку» требуется преобразовать в аудио. Для этого выберите Flatten.

Совет: Как вы заметили, мы работаем в режиме аранжировки. Если у вас возникнет необходимость отправить перемешанный луп в режим сессии, выделите нужный кусок, а затем используйте Consolidate-команду, вызываемую правой кнопкой мыши, или же вам поможет горячая клавиша Ctrl (Cmd) + j. Так вы свяжите все кусочки в один целостный клип.

Прием №2 – Автоматическая нарезка аудио семплов на Slice’ы

Иногда при работе с аудио-клипами вы вдруг понимаете, что будет гораздо проще (и веселее) работать с кусочками аудио через какие-либо MIDI-устройства, такие как Drum Rack, Impulse, Simpler или Sampler. Вообще Ableton позволяет схватить мышкой любой понравившийся кусок аудио клипа и просто затащить его в какой-либо инструмент. Но это не наш метод, когда речь заходит о сравнительно больших аудио клипах.

В таком случае гораздо удобней будет воспользоваться функцией из контекстного меню, которая называется Slice To New Midi Track. Это, пожалуй, самый быстрый способ получить в свое распоряжение аудио отрезки, распределенные по миди-нотам. Чтобы увидеть эту команду, щёлкните правой кнопкой мыши на аудио клипе и выберите пункт “Slice to New MIDI Track”. Перед вами появится диалоговое окно, которое содержит несколько опций:

Screen 3

Выпадающий список «Create one Slice Per» позволяет выбрать по какому принципу будет “нарезан” ваш семпл. Весьма часто используется значение – Transient, которое подразумевает, что при нарезке программа будет ориентироваться на каждый заметный всплеск амплитуды аудиофайла.

Здесь также есть опция, которая позволяет нарезать аудио, основываясь на проставленных маркерах варпинга (пункт “Warp Marker”). Т.е. там, где стоят маркеры варпинга, будет область, на основе которой и будет создаваться соответствующий слайс.

Меню “Slicing Preset”, которое находится чуть ниже, предлагает несколько различных пресетов, которые могут влиять на оснащение MIDI-трека, который вы получаете в результате операции.

Первая опция, “Built-In,” создаёт MIDI-трек, на котором появляется Drum Rack. Каждый отрезок исходного аудиофайла автоматически помещается на отдельный драм пэд. На самой миди-дорожке мы получаем итоговый MIDI-файл с нотами, которые, если его прослушать, проигрывает всю очередность созданных Slice’ов. Назначаемые 8 макросов Drum Rack при этом сразу же будут назначены так, чтобы регулировать ADSR (огибающие громкости) и различные свойства зацикливания каждого получившегося отрезка:

Screen 4

Другие пресеты в меню Slicing Preset поместят получившиеся отрезки в зоны (Zones) устройства в Sampler программы Ableton Live. Они используют большой выбор различных модуляций, характерных для Sampler’а, и все это также является замечательной возможностью для звукового дизайна.

После того, как вы выберите нужный вам пресет в окне Slice To New Midi Track, нажмете “OK”, вы сможете получить в свое распоряжение новоявленный MIDI-клип на миди-дорожке. Ноты на нем будут выглядеть странной поднимающейся «лесенкой», и каждая из них будет являться небольшим отрезком исходного аудио файла:

Screen 5

С этого момента всё становится еще более интересным. Прослушайте получившийся миди-клип. Теперь попробуйте сделать перестановки миди-нот, поиграйте с длительностью нот, их Velocity, попробуйте удалить или добавить какие-либо MIDI-ноты… Интересно, не правда ли? Попробуйте создать совершенно новый клип с нуля, используя полученные отрезки в качестве сырья.

Также не стоит забывать о недавно появившемся в инструменте Simpler режиме “slice”, который также способен автоматически нарезать любой луп на отдельные слайсы и распределять каждый кусочек по нотам:

Screen Shot 2016-06-29 at 16.48.52

Прием №3 – Умный блок ”Follow Action” в Режиме Сессии

Разработчики Ableton постарались максимально облегчить задачу выступающим диджеям и музыкантам. Поэтому в Режиме Сессии есть секция Launch, которая позволяет клипам запускать различные сценарии дальнейшего поведения. Сейчас мы внимательно рассмотрим эту секцию и применим не только для создания «салата» из клипов, но и для того, чтобы разнообразить различные партии инструментов.

Нужное нам окно Launch находится в свойствах клипа. Если вы не видите его, убедитесь что вы находитесь в режиме сессии, затем выберите какой-либо клип. Кликните на круглую кнопку «L» в левом нижнем углу под секцией «Clip»):

Screen 6

В этой секции обратим внимание на секцию Follow Action.

Хорошая новость для нас, любителей салатов из семплов, состоит в том, что благодаря Follow Action в меню Launch, Ableton может автоматически проигрывать и переключаться между множеством клипов в режиме сессии, причем этот процесс можно запрограммировать так, чтобы клипы запускались спустя определенное время, в определенном порядке, или так, чтобы запуск клипов был предоставлен его величеству случаю. Это дарит нам замечательные возможности по генерации идей!

Прямо под надписью «Follow Action» в трёх числовых ячейках могут быть заданы временные значения вида 1.0.0. Здесь мы определяем сколько времени пройдет, прежде чем клип включит запрограммированное действие. Время здесь задается в каждой ячейке в формате: такты, доли, шестнадцатые ноты. То есть, если вы здесь вобьете, например, 1.2.0., это будет означать, что клип будет играть 1 такт, 2 доли, 0 шестнадцатых нот, а затем уже что-то произойдет. Что именно – определяет контекстное меню сценариев в ячейках ниже (почему этих ячеек две, объясню ниже):

Screen 7

  • Воу-воу-воу! Палехче! – скажете вы, – Что все это значит?!

Спокойствие! Здесь мы с вами видим те действия, которые способен совершить наш клип по прошествии определенного времени. Мы можем выбирать следующие сценарии:

No Action: это настройка по умолчанию, никакого действия не происходит;

Stop: просто останавливает воспроизведение клипа;

Play Again: вновь запускает текущий клип;

Previous/Next: запускает клип над или под текущим клипом на выбор;

Play First/Last: запускает верхний или нижний клип во всем столбце клипов;

Any: запускает любой случайно выбранный клип в группе;

Other: Запускает любой случайно выбранный клип в группе, один и тот же клип не может запуститься дважды.

Вы можете заметить, что в блоке Follow Action у нас таких столбцов аж две штуки, и в каждом мы можем выбрать разные действия. А еще ниже в двух числовых ячейках у нас есть возможность проставлять некие числа (на скриншоте – 1:0):

Screen 8

Это – весьма любопытные ячейки, которые требуют от вас экспериментов. Это – шансы свершения того или иного действия. В моем случае, шанс, что будет проигран верхний клип, а не нижний, равен нулю. Если же я поставлю в нижних ячейках 1:1 я получу равные шансы для первого и второго сценария.

Но давайте поэкспериментируем, и вы поймете, чем нам может быть полезно это окно. Для простого эксперимента возьмите блок из 5-8 клипов в режиме сессии (под блоком понимается скопление на дорожке клипов без каких-либо пустых промежутков между ними). Выделите их, а затем в Follow Action проставьте время 0.0.1. А в левой ячейке сценария выберите «Any» (любой):

Screen 9

Нажмите клавишу Play. Если вы сделали все правильно, то сейчас вы слышите совершенно рандомное мельтешение клипов. Они переключаются между собою, и каждый клип сейчас проигрывается с самого начала и звучит лишь 16-ю ноту. Если вы работаете с клипами, которые содержат ударные партии, то при таких настройках вы услышите постоянное бумканье разных бочек, которыми по обыкновению начинаются клипы ударных.

Если же мы включим функцию Legato для всех клипов столбца (вы не пропустите ее в окне Launch) тогда результат вдруг зазвучит ГОРАЗДО интересней. Благодаря Launch каждый последующий клип будет подхватывать позицию воспроизведения предыдущего клипа.

То есть: отзвучала первая доля клипа, в включился второй клип, и продолжил воспроизведение со второй доли, включился третий клип, начал воспроизведение с третьей доли, и так далее…

Совет: вот вам техника, которая очень полезна тогда, когда вы хотите иметь стабильную партию, но желаете уберечь её от “несвежести” и тупого повторения. Создайте два (или более) лупа, которые практически идентичны, но сделайте в них небольшие вариации. Например, местами дополнительный хай-хет, или смещённый удар бочки. При помощи меню Launch настройте первый клип так, чтобы он иногда запускал следующий клип, и следующий, и следующий… определите шансы для того или иного события. Не забудьте поставить режим Legato. В конечном итоге вы получите основной бит, который будет играть с небольшими дополнительными вариациями ударов, тем самым подражая работе реального барабанщика.

Финальный совет для этого приема таков: все, что происходит в режиме сессии благодаря окну Launch, может быть зафиксировано в режиме аранжировки при помощи круглой клавиши записи Arrangement Record.

Прием #4 – Модуляция сдвига семпла (Sample Offset)

Последний прием. Это еще один вынос мозга от создателей Ableton. В отличие от предыдущей техники, данная техника «нарезки салата из семпла» применима только для Audio клипов с алгоритмом Beats.

Здесь мы используем весьма странную модуляцию Sample Offset (Сдвиг Семпла). Чтобы ее найти, загляните в окно «Envelopes» (активируется нажатием круглой кнопки с буквой «e» в левом нижнем углу). В верхнем контекстном меню выберите Clip, а ниже – Sample Offset:

Screen 10

Sample Offset позволяет нам посредством графика менять позицию воспроизводимого аудио файла на определенных местах. Горизонтальные линии сетки представляют собой шестнадцатые ноты. Если вы сдвинете на определенном отрезке модуляцию выше центра, это означает, что в этом отрезке будет воспроизведен отрывок, находящийся впереди, если ниже центра – то это станет причиной воспроизведения отрезка более раннего по времени.

Поскольку данная модуляция тесно работает с алгоритмом варпинга Beats, вы можете поменять в алгоритме значение Preserve, и тем самым уменьшить или увеличить кусочки, которые получают смещение при модуляции Sample Offset.

Остается добавить, что результаты этой модуляции бывает трудно предсказать. Если вы желаете произвести какие-то дотошные микро-редактирования вашего бита, то, скорее всего, вы найдёте более удобным первый способ, который я описал в начале статьи.

А у меня на этом все. Удачи вам в музыкальных экспериментах, и до встречи в новых статьях!

Дмитрий Wolfframe