Ableton Multiband Dynamics

Многополосный динамический компрессор – компрессия 80 level

image

Если вы ещё не до конца разобрались в работе динамических процессоров, то прежде чем рассматривать совершенно новый многополосный динамический эффект, стоит поработать с компрессором и гейтом – основными устройствами Ableton Live для динамической обработки звука.

То есть. Данная статья предполагает, что вы уже знаете основы гейтинга и компрессии, поэтому если вам необходимо освежить в памяти принципы работы плагинов для осуществления этих операций, рекомендую вам сначала ознакомиться с соответствующими статьями (тыкабельно):

В сущности, многополосный компрессор (наиболее распространённый вид устройств для многополосной динамической обработки) представляет собой сплав эквалайзера и компрессора.

Например, в трёхполосном эквалайзере (в таком как Eq Three) сигнал делится на три отдельные частотные полосы, каждая из которых имеет свой регулятор уровня.

А в случае многополосного компрессора каждая частотная полоса имеет свой динамический процессор, способный автоматически понижать уровень данной полосы реагируя на уровень сигнала на входе.

Многополосный динамический эффект от Ableton способен как на восходящее, так и нисходящее сжатие и усиление (выполняет функцию компрессора и экспандера). Это означает, что уровень каждой полосы можно автоматически понижать и повышать в ответ на сигнал, который идёт выше или ниже выставленного порога.

В интерфейсе этого относительно небольшого девайса заключено невероятно большая функциональность.

Полосы частотного диапазона здесь расположены не слева направо, а в направлении сверху вниз.

image

У каждой полосы есть свои кнопки активации (Activator) image и соло (Solo) image, а верхняя и нижняя полосы также имеют включатели. К примеру, нажав на горящую кнопку “Low” можно ее потушить, тем самым выключив нижнюю полосу:

Вкыл: image Выкыл: image

С их помощью можно сделать так, чтобы устройство работало только с двумя или даже с одной полосой (но в этом случае это уже будет совсем не многополосный компрессор!).

Под переключателями “On/Off” находятся числовые окошки для записи значения частот. Это точки кроссовера, или пересечения, они определяют точный диапазон частот для каждой из полос.

image

По умолчанию высокочастотная полоса включает в себя все, что выше 2,5 кГц, но изменяя эту величину, вы легко можете сделать так, чтобы эта полоса начиналась только с 5 кГц. Средняя полоса таким образом будет включать частоты ниже 5 кГц вплоть до границы, выбранной для низкочастотной полосы.

Когда вы подаёте на устройство аудиосигнал, измерители в центре дисплея показывают его уровень для каждой полосы. Пустые блоки по краям дисплея наглядно представляют величины порога (“Threshold”) и соотношения (“Ratio”).

image

Блоками находящимися слева можно настроить порог и «ратио» как для повышающей компрессии (когда уровень сигнала повышается, как только он падает ниже данного порога), так и для вполне стандартного гейтинга (когда уровень сигнала делается тише после того, как он падает ниже определенного порога). Работая с этими велчинами полагайтесь как на слух, так и на индикацию:

image

Блоками уже на правой стороне настраиваются параметры для усиления (уровень сигнала делается громче при превышении им порога) и/или для стандартной компрессии:

image

В любом из перечисленных случаев порог устанавливается путём перетаскивания границ блоков влево или вправо (то есть делая их короче или длиннее), а «ратио» настраивается перетаскиванием вверх или вниз в любой точке блока. Вы заметите, что блоки меняют свой цвет (оранжевый или синий) в зависимости от того, в какую сторону вы передвигаете их границы.

Синий цвет означает, что «ратио» > 1; таким образом, мы имеем подавление уровня сигнала:

image

Оранжевый же цвет свидетельствует о том, что «ратио» < 1, то есть уровень будет повышен при пересечении порога.

image

Чтобы увидеть числовое значение этого параметра, нажмите на “B” (для “Below” – «ниже порога») или на “A” (для “Above” – «выше порога») в нижнем правом углу дисплея. “Below” показывает вам настройку для левых блоков, а “Above” – правых. Кнопкой “T” (“Threshold” – порог) корректируют “Attack” (время атаки) и “Release” (время восстановления):

imageimageimage

На практике мультиполосные процессоры часто применяют в мастеринге. Например, вы хотите «ужать» средние частоты танцевального трека, чтобы они не давили на слух во время воспроизведения на большой громкости, а низы оставить нетронутыми.

Также присутствует довольно любопытный регулятор Time в секции глобального контроля:

image

Регулятор позволяет маштабировать (scaling), т.е. одновременно регулировать сразу все настроенные вами на трех секциях значения ratio и attack, делая настройки менее или более выраженными.

Output, очевидно отвечает за громкость исходящего сигнала.

Amount – отвечает за интенсивность воздействия настроек всех полос на сигнал. Нулевое значение будет означать, что на сигнал не будет осуществляться ровно никакого воздействия.

В процессе обучения не бойтесь отключить две полосы и сосредоточиться лишь на одной.

К примеру, если какая-либо часть вышего трека звучит слишком резко, а эквализация делает звук только глуше, попробуйте отключить полосы со средними и низкими частотами и посмотрите, сможете ли вы добиться желаемого, наложив на высокие частоты немного компрессии…

Все, что написано выше, справедливо для мультиполосного компрессора, который поставляется с Ableton Live 8 Suite.

В девятой же версии ко всем этим прекрасным свойствам многоплосного компрессора также добавилась возможность сайдчена для конкрертной полосы. Внимание на скриншот:

image

Как и в обычном компрессоре, данная секция способна заставить включаться многополосную компрессию при поступлении в наш модуль некого внешнего сигнала. Подробности о том, как настраивается сайдчейн вы найдете в статье об обычном компрессоре (тыц!).

Удачных экспериментов Вам с этим прекрасным плагином! Не пропустите обновления на моем сайте – подписывайтесь! Впереди – непочатый край всякого интересного:

Ваш e-mail:

С уважением, Wolfframe

  • Mr. Frenkie

    Еб%ть ты не лох, короче))

    • wolfframe

      Ты чо ты чо ты чо! =)
      (Спасибо)
      =B

  • inspe

    Спасибо за полезную статью без воды. По моему скромному мнению, твои статьи по Ableton являются самыми качественными из русскоязычных. Сам давно уже перешел на зарубежные и был приятно удивлен.

    • wolfframe

      О, благодарю за отзыв! =)

  • Danoizz

    Спасибо за статью!