Ableton Spectrum-Узри Частоты Звука!

image

Перед нами Spectrum (спектрум) – плагин, главная функция которого заключается в том, что он показывает и анализирует частоты (колебания) звука в виде наглядного графика.

Для чего он нужен? А для того, чтобы точнее  управлять частотной картиной звука, вносить точные корректировки при помощи эквалайзера и иных аудиоплагинов, при этом добиваясь более чистого и выверенного звучания.

Не имея хороших студийных мониторов при помощи спектрума можно даже пытаться “вытягивать” трек до нужного вам частотного баланса “на глазок”.

Да что там – можно даже узнавать тональность несложных звуков и мелодий, наблюдая за пиками, которые рисует спектрум, обозначить для себя приблизительные ноты для аккомпанирования какой-либо музыкальной партии.

А уж тем, кто уже осознал важность правильной тональной настройки басовой бочки, но делают это с переменным успехом – спектрум просто-таки прописан доктором! (Как делается настройка– расскажу ниже!)

Если вы знакомы с эквалайзером, вы интуитивно догадаетесь, что слева в спектруме находятся низкие частоты, посередине – средние, справа – высокие. Если вы пользовались EQ Eight, то вы, конечно, заметите, что спектрум используют ту же систему координат, что и эквалайзер.

image

“Разрешение” Спектрума по оси x (нижняя ось) ровняется  диапазону от 20 Hz до 22 Khz.

image

Разрешение по оси y – это громкость в децибелах.

Пара Spectrum + Eq Eight – были частыми гостями на дорожках с инструментами, и прекрасно друг друга дополняли. Но в руки звукорежиссерам так и просился гибридный вариант наподобие того, который уже был в том же Izotope Ozone.

Это заприметили разработчики программы Ableton Live, а потому в девятую версию был включен эквалайзер с функциями спектрума (удобнейшая вещь, рекомендую!) :

image

Итак, Spectrum (спектр) анализирует частоты входящего сигнала в реальном времени, представляя результат в виде графика, по вертикальной оси которого измеряется уровень (в децибелах), а по горизонтальной – частоты (в герцах).

image

Пиковые уровни сохраняются на графике до повторного воспроизведения трека. Обратите внимание на то, что Spectrum не является аудиоэффектом; это, скорее, интрумент для измерения – он ни коим образом не затрагивает входящий сигнал.

С помощью селектора Block можно выбрать число сэмплов, которые устройство будет анализировать за одно измерение. Высокие значения выразятся в большей точности измерения, но за счёт повышенной нагрузки на процессор.

Параметр Channel определяет канал для последующего анализа: левый, правый или оба.

Ползуноком Refresh устанавливают, как часто Spectrum должен проводить анализ сигнала. Как и в случае с селектором Block, вопрос выбора значения Refresh зависит от мощности вашего процессора. Чем меньше время отклика, тем точнее измерение, но тем больше идёт нагрузки на процессор.

Параметром Avg (average – усреднять) определяют, сколько блоков с семплами будет усреднено для демонстрации на дисплее. Если значение выставлено на единицу, будет показываться каждый блок. Как следствие, на дисплее будет наблюдаться бОльшая активность, что может оказаться полезным при нахождении коротких, мимолётных, пиков. Повышение значения Avg приведёт к более плавному обновлению графика, который каждый раз будет показывать усреднённый спектр. И это в большей степени согласуется с тем, как мы на самом деле слышим запись.

Кнопкой Graph переключают режим отображения спектра: одиночная интерполированная кривая либо отдельные частотные столбцы:

image

Нажав на кнопку Max, вы приведёте максимальное значение уровня, отображаемое на вертикальной шкале, к максимальному зафиксированному уровню записи. Когда параметр Max активен, кликая по дисплею, вы также можете смещать амплитудный максимум.

Кнопки Scale X предназначены для переключения режимов масштабирования отображаемых дисплеем частот: линейный, логарифмический и полутоновый. Помните, что логарифмическое и полутоновое масштабирования на самом деле одно и то же; отличаются они лишь подписями в верхней части дисплея: герцы или названия нот. Линейное масштабирование особенно полезно при подробном анализе высоких частот.

При наведении курсора мыши на дисплей устройства всплывает окошко, в котором отображается амплитуда, частота и название ноты в позиции курсора.

Кнопка Range/Auto в нижней левой части Spectrum служит для переключения между ручной и автоматической настройкой динамического диапазона дисплея. Выбрав Range, вы сможете увеличивать и прокручивать шкалу амплитуды, перемещая курсор по шкале в левой части дисплея.

Ведите курсор по вертикали, чтобы прокручивать, и по горизонтали, чтобы изменять масштаб шкалы. Для установки минимального и максимального значения графика амплитуды можно использовать ползунки Range. Если выбран автоматический режим настройки, программа сама настроит вертикальную шкалу на основании уровней входящего аудиосигнала.

Обратите внимание, что в режиме Auto ползунки Range, а также ручное масштабирование шкалы отключены.

Также можно изменять расположение дисплея Spectrum, выводя его на главное окно Live. (Для того, чтобы видеть все более крупно и, соответсвенно, анализировать пики курсором более удобно). Делается это с помощью кнопки clip_image003 в заголовке окна устройства либо двойный щелчком по дисплею Spectrum.

Когда матерые звукорежиссеры говорят вам о том, что вам нужно “подрезать резонансы”, знайте, что эти самые загадочные резонансы вы легко увидите при помощи спектрума. Звук, который забивает какими-либо частотами картину микса можно проанализировать при помощи спектрума и вообчию убедится, где точно находится неугодная частота.

Используйте спектрум! И каша уйдет из микса как по волшебству!

Фишка 1 – Когда Бочка звучит “как-то не так”: 

Гипотетическая ситуация: вы создали набросок трека, нашли отличную бочку, однако что-то режет слух, и в треке как будто не хватает энергии. Причина может быть в том, что ваша бочка звучит не в тональности с треком. В результате – сваи вашего трека кривоваты, и трек звучит неуверенно – его шатает.

Как изменить эту ситуацию?

Вешаете на обработку бочки Spectrum, получаете приблизительно следующую картинку при каждом ударе:

image

 

 

Если вы поднесете курсор к самому явному басовому пику – в левом углу вы сможете прочесть следующую информацию:

image

Она гласит, что басовая основа нашей бочки звучит где-то на частотах 60,9 Hz, на этой частоте обитает нота B (си) “нулевой” октавы, и звучит эта басовая основа с громкостью –12,6 db.

Наиболее ценной в нашей ситуации будет информация об основном тоне бочки. Допустим бас нашего трека звучит в тональности C (до). Это означает, что бочку надо немного поднастроить – приподнять на полутон, чтобы она также зазвучала на До-ноте.

Результат сразу же станет заметным – теперь и бочка, и бас звучат в одной тональности, их энергия сфокусирована, и трек начинает звучать более энергично и уверенно!

Фишка 2: когда вы замучились подбирать ноты чтобы обыграть какой-либо позаимствованный семпл или мелодию:

Выходом может быть использование спектрума. Вешаем на мелодический семпл, или просто мелодию спектрум – закольцовываем такт, и смотрим на пики:

image 

(Для того, чтобы легче было ухватить основные, наиболее часто появляющиеся в мелодии ноты нажмите на треугольник возле надписи “spectrum”. Это откроет его в “большом” варианте).

Поднеся курсор к отпечатавшемуся наверху частотному пику, можно узнать также и ноту, соответствующую этой частоте колебания.

Эти ноты можно записать, и затем использовать в треке на свое усмотрение. (Если их вбить в миди-файл, а затем нажать в окне редактирования миди-клипа “fold” – перед вами появится база для создания клевых арпеджио, которые буду в кон с исходным семплом.)

Впрочем, в девятой версии есть механизм анализа любой мелодии и подбора соответствующего миди-файла под нее. Он существенно сэкономит вам время! Подмигивающая рожица Последнюю фишку можно считать спорной.

Окей, вот и все насчет Спектрума… пока.

Мне интересно Ваше мнение по поводу статьи – так что пишите свои комменты – буду рад!

И да – порекламируйте, пожалуйста, мой сайт. Он того стоит, а друзья Вам еще спасибо скажут. И я скажу =)

С Уважением, Wolfframe

  • Danoizz

    Спасибо тебе, добрый человек. Хоть я все это знал про Спектрум, но всегда читаю твои статьи с удовольствием.

  • Спасибо большое за потраченное время и доходчиво изложенный материал!Это очень помогает разобраться в некоторых нюансах Аблетона.Ещё раз спасибо,автору желаю новых творческих идей и вдохновенья в написании своих работ! :)

    • wolfframe

      Благодарю! =)

  • Интересная статья.

  • Andrew Shartner

    Вот этого я очень долго ждал. Спасибо тебе огромное)

  • Thesundonttalknomore

    Спасибо!

  • Jan-Kit

    на счёт основных нот в мелодии – всегда так делал =) всегда всем пытался объяснить. И вот статья по этому поводу) класс. Спасибо, отличный сайт

  • ыфва

    Спасибо Дмитрий