Beat Repeat и Художественное Заикание

Beat Repeat Plugin

Аудиозапись: Adobe Flash Player (версия 9 или выше) требуется для воспроизведения этой аудиозаписи. Скачать последнюю версию здесь. К тому же, в Вашем браузере должен быть включен JavaScript.

Почитатели и фанаты Glitch-образных фишек в треках, замысловатых заиканий, странных ершистых дробей, хрустов и скрежетов… возрадуйтесь, ибо Ableton дает вам плагин Beat Repeat! Благодаря нему вы можете запрограммировать эффектное бит-заикание с помощью всего нескольких нажатий.

Действие плагина заключается в следующем: через определенный интервал времени он запоминает небольшой фрагмент, делит его на слайсы (отрезки, доли) и повторяет их с различным интервалом, длительностью, pitch’ем, фильтрацией…

Beat Repeat можно отнести к одному из самых радикальных видов обработки. Ритмический рисунок клипа может быть трансформирован до неузнаваемости.

Признаюсь, до сих пор я использовал этот плагин без малейшего понятия о его функциях – крутил ручки, не особенно понимая, что я собственно делаю. Я просто вешал его на дорожку с каким-либо инструментом, вслушивался в результат, и, если нравилось – оставлял его работать. Использовал по наитию – а это далеко не самый эффективный метод работы.

Конечно же весь спектр возможностей этого плагина раскрывается в полной мере только тогда, когда ты точно усвоил для себя – какой регулятор за что в нем отвечает.

И таки да, я написал эту статью, где подробно и с иллюстрациями расскажу вам о всех параметры данного плагина от и до! Любознательных и пытливых ждет масса новых фишек для творческих свершений!

Рекомендую после прочтения каждой функции сразу пробовать ее в программе, так вы запомните гораздо больше. А начну разбор я, пожалуй, с кнопки “Repeat”. Надо же с чего-то начать, а то глаза разбегаются…

Repeat

Repeat Button

Это слово переводится с английского как “повторение”, и названа эта кнопка весьма точно. При нажатии данной кнопки запоминается небольшой фрагмент обрабатываемого звука и начинает повторяться снова и снова, до тех пор, пока вы ее не отпустите.

Хотите поэкспериментировать с этой кнопкой? Заргужайте в Ableton барабанный луп, вешайте на дорожку с нею Beat Repeat и пробуйте включить/выключить эту кнопку во время проигрывания. Круто, не так ли?

Grid

Размер (протяженность в нотах) повторяющегося фрагмента регулируется при помощи контроллера “Grid”:

image

Чтобы услышать действие данного регулятора, включите кнопку “Repeat” как в предыдущем эксперименте, и просто покрутите этот контроллер.

Вы услышите, как размер повторяющегося фрагмента изменяется в реальном времени. Отличный эффект для миксов! (На 29-й секунде опубликованного выше звукового наброска вступает именно “Repeat” вместе со встроенным в плагин фильтром).

Кнопка “No Trpl” внизу регулятора “Grid” отключает “триоли”. (Трио́ль (фр. triolet) — группа из трёх нот одинаковой длительности, в сумме по времени звучания равная двум нотам той же длительности.)

Триоли при нажатой кнопке “No Trpl” просто исключаются, видимо для того, чтобы не смущать вас слишком дерзкими сбивками. Если же ваша душа требует экспериментов – оставляйте эту кнопку не включенной! =)

Variation

Этот параметр находится справа от кнопки “Grid” и находится он там не зря:

image

Контроллер “Variation” (вариации) вносит случайный фактор в размерность вашей сетки. Т.е. если вы оставите значение “Variation” равным нулю, это будет означать, что ваша сетка будет всегда равна значению, которое вы казали в “Grid” (например, на рисунке выше размерность сетки всегда будет 1/8).

Как только значение этого контроллера увеличится, Ableton начнет автоматически изменять размерность сетки, основываясь на режиме, который вы выбираете в ниспадающем меню прямо под регулятором “Variation”.

Таких режимов всего пять:

image

1) Когда вы выбираете “Trigger” в этом ниспадающем меню, Ableton будет выставлять  новый размер сетки каждый раз, когда вы будете жать “Repeat”-кнопку, о которой мы говорили ранее. Не верите? Поэкспериментируйте!

Выставите “Variation” на десять, запустите проигрывание семпла и поробуйте жать и отпускать “Repeat” кнопку. Вы услышите, что каждый раз зацикливаемый фрагмент будет повторяться с разной размерностью.

2,3,4) Следующие режимы –  1/4, 1/8 и 1/16 будут изменять размер сетки через определенный интервал. Это очень крутые режимы, которые сделают из вас Squarepusher’a и Aphex Twin’а. Ради эксперимента выберите какой-либо из этих режимов, поставьте Variation на верхние значения и просто послушайте, как живо и динамично меняется ритмический рисунок раздробленного бита каждую четвертую долю, каждую восьмую, или каждую шестнадцатую…. Супер!

5) Но и это еще не все. Последним в обойме у нас есть режим Auto, который отличается еще большим экспериментализмом. Суть его в том, что размер сетки будет меняться каждый раз после каждого повтора. То есть, единичный повтор в размерности 1/64 будет тут же сопровожден фрагментом в 1/6, затем 1/16, и 1/2… и так далее… результаты могут быть действительно непредсказуемы!

Mix, Insert, и Gate

image

Эти три кнопки контролируют режим выходного сигнала (output mode) плагина.

На скриншоте влючен режим “ins”, или так называемый “insert mode” (режим вставки). В данном режиме оригинальный барабанный ритм замолкает ровно тогда, когда срабатывают повторы.

В Mix Mode (режим смешивания) – два сигнала, и оригинальный и повторы, смешиваются воедино и звучат одновременно.

В последнем в этом ряду режиме Gate – оригинальный сигнал замалчивается,  выводится только повторы. Этот режим очень полезен, когда вы устанавливаете модуль Beat Repeat в return-трек (шину эффектов).

Volume и Decay

image

Эти кнопки находятся в правом нижнем углу плагина.

Кнопка Volume (громкость) – устанавливает громкость повторяемых звуков. Помните, что первый повтор будет воспроизведен всегда с оригинальной громкостью. Чаще всего этот регулятор необходимо немножко уменьшить, так как музыка становится гораздо громче и тяжелее с этими эффектными повторами…

Также этот контроллер весьма полезен когда вы используете очень маленький размер сетки, потому что повторы случаются так быстро, что они сами начинают превращаться в определенный тональный звук, который вы наверняка захотите немного приглушить…

Ругулятор “Decay”  определяет в процентном взаимоотношении – насколько каждый последующий повтор будет тише предыдущего. Это означает, что шлейфы, которые образуются в результате повторов будут медленно (или быстро) убавляться по громкости каждый раз когда срабатывает Repeat.

Pitch

image

Регулятор “Pitch” используется для того, чтобы добавить эффект Pitch Shift к происходящим повторам.

Данный регулятор просто транспонирует повторяющийся звук вниз на определенное количество полутонов. (его длительность при этом не изменяется).

А вот регулятор Pitch Decay работает также как “Volume Decay” выше, за исключением того, что он заставляет тон повторяемого фрагмента понижаться сильнее и сильнее с каждым повтором.

Если Pitch Decay = 0%, то все повторы транспонируются на одинковую высоту, если Pitch Decay – 100%, то повторы плавно транспонируются от первого до последнего.

Отмечу также, что Pitch Decay будет понижать тот звук, который будет обработан ругулятором Pitch. Т.е. Регуляторы работают не одновременно, а последовательно – в начале транспонирование повтора на полутона, задананные при помощи Pitch, а уже затем – гладкое понижение тона при помощи Pitch Decay.

Можно сделать Pitch Decay едва заметным (например поставить значение на сотые 0,48), в сочетании с небольшим Volume Decay это звучит очень классно – одновременное понижение тональности повторов и их затухание. Попробуйте.

Filter

image

Данный фильтр довольно типичен для Ableton Live, и управляется соответсвенно.

X-Y интерфейс настраивается как путем перетаскивания желтого кружечка, так и при помощи бегунков внизу. Левый бегунок отвечает за частоту среза фильтра, правый – за его добротность. Кнопка “filter” внизу включает или выключает весь фильтр.

Что, собственно, он фильтрует? Конечно же сам результат обработки – повторы, которые воспроизводит плагин. Это дает еще больше гибкости в его использовании.

Например, если вы сделали повторяемый звук довольно низким, у вас может возникнуть завал на нижних частотах. В таком случае, при помощи настроек этого фильтра вы можете исключить частотных конфликтов.

Особенно эффектно данный фильтр работает с включенной кнопкой “repeat”. Я воспрозводил этот трюк на 29-й секунде “демонстрационного” фрагмента, путем автоматизации частоты среза и добротности сигнала.

Chance и Interval

image

До сих пор я рассказывал вам, как использовать плагин Beat Repeat, так сказать, в “ручном” режиме, грамотно расставляя значения кнопок. Однако, этот плагин настраиваем и на автоматический режим, который еще на порядок расширяет возможности применения.

В этом нам помогают кнопки “chance” и “interval” которые находятся сверху и снизу от уже рассмотренной нами кнопки “repeat”. (см. скриншот вверху).

Что за кнопка “chance”? В переводе на русский сие означает “шанс”. Если данный контроллер стоит, к примеру, на 0%, это означает что шанс на то что плагин Beat Repeat автоматически включит свое действие – нулевой.  Если вы поднимите его значение на 100%, то Beat Repeat начнет включаться с протяженностью, которую вы казали кнопкой “interval”. Круто, да?

В моем случае “interval” включен на значение 1 Bar, это означает, что Beat Repeat будет срабатывать через один такт. Если вы поставите значение Chance на 50%, то у вас будет половинный шанс, что Beat Repeat сработает через указанный в Interval промежуток.

Offset и Gate

Два последних контроллера определяют когда именно, в какой части такта или квадрата начнется автоматический повтор, и насколько долго он будет продолжаться.

Когда Offset поставлен в значении 0, повтор всегда будут стартовать согласно значениям, которые мы назначили контроллерами Interval и Chance.

Если вы начнете вращать этот контроллер по часовой стрелке, вы увидите, что первым появившимся значением внизу будет 1/16 нота – если мы повренем его на половину, то значение будет 8/16. Это означает что бит репит не будет стартовать, пока не достигнет третьей части такта. Это нам показывает визуальная часть плагина в виде желтых квадратов, которые символизируют повторы:

ScreenClip

Кнопка “Gate” определяет, на протяжении какого времени будут звучать повторы, как только они будут запущены.

Если значение “Gate” 4/16, повторы будут звучать четыре ноты из 16-ти. На рисунке выше значение “Gate” 5/16, и это очень наглядно показывает нам визуальный интерфейс.

Если поставить на значение 8/16, бит репит будет повторять последнюю часть каждого такта (внимание на визуальный интерфейс):

image

Таким образом, используя кнопки Offset и Gate, вы можете выбрать любую часть семпла для повтора, также как и его протяженность. Круто!

ScreenClip

Я рекомендую вам опробовать эти контроллеры по мере прочтения этой статьи, потому что их работу надо видеть – на визуальной части экрана. Так доходчивей.

Чтож,коллеги, на этом, пожалуй, я закончу описание плагина Beat Repeat, потому что я рассказал о нем все, что знаю.

Как вам?) Понравилось? Нашли что-то полезное для себя? Узнали много нового?

Мне еще предстоит разобраться с огромным количеством внутренних плагинов Ableton. Результаты своих изысканий я по-прежнему буду публиковать в этом блоге. Так что, если вы хотите быть в курсе и получать ценную информацию самыми первыми, подписывайтесь на мою рассылку:

http://feeds.feedburner.com/Wolfframe_Feed

Или прямо сейчас вбейте свой е-мэйл в примечательную квадратную форму в правом верхнем углу сайта, и вы будете получать посты на почту или в свой ридер сразу же в день его публикации!

С вами был Wolfframe, до новых встреч!

P.S. Творчество – все-таки стихийная штука! Набросок, который я демонстрировал в самом начале данной статьи, чудодейственным образом преобразовался вот в такой бодрый ремикс с речетативом-потоком-сознания от группы Kurry Drug:

  • Марк

    Спасибо! Досконально обрисовали так сказать:)))) Вроде почти въехал.

    • wolfframe

      =) Повторюсь, чтоб окончательно въехать, все нужно внимательно пощупать в программе. Особенно регуляторы Offset, Gate, Interval… изменения хорошо отображаются в визуальном интерфейсе)

      • Марк

        Раньше я использовал Beat Repeat только в диджействе (кстати очень хорошо он там работает – подсаживаешся аж:)) Особенно в дабстепе:))) Теперь вот буду полноценно пользоваться! Сегодня еще раз перечитал статью поковырялся и все стало ясно и удобно! Спасибо! Ждем новых открытий.

  • eazybass

    мега)))))прям радуешь!!!!

    • wolfframe

      =))))

  • Павел

    как всегда полезная статейка)) спасибо!

  • 9749

    спасибо друг!

  • Tundra

    вы клевый обьясняльщик и музон у вас драйвовый спасиб

    • Amrax

      эттт точно,клёвый ОБЬЯСНЯЛЬЩИК))))+

  • Ricker666scream

    Респект автору

  • Amrax

    один из самых любимых и малоизученных (мозгов пока не хватает) мною эффектов.

    • wolfframe

      Там все легко оказалось)

      • Amrax

        узнал,что можно поиздеваться над лупом,скинув его на отдельную дорожку.
        как буду себя более-менее уверенно чувствовать,приглашу на прослушку МЕГАМИКСА,не микса,а именно МЕГА(в стиле 90-ых)
        Спасиока хвалиться нечем.вчера ночью сидел.читал и одновременно “крутил” в AL.
        большой шаг для меня,как для человека который с инглиш ну никак не дружит,это распознание ролей каждой крутилки.теперь намного легче стало.а то я тупо кидал бит репид на трек и…ну.сами понимаете,что от этого можно было ожидать.
        теперь убо за уроки.

  • ффф

    Ценно!

  • Roman Popov

    Комментарии бы покрасить в черный и лайки/шейры в конце публикации добавить. Спасибо огромное за материал!

    • Сделал! Комменты теперь читаемы. Лайки-шары – чуть позже добавлю =) Спасибо!