Bitwig против Ableton: Мысли Вслух

Так выглядит "совмещенный взгляд" на mix-режим и на окно аранжировки.
Так выглядит “совмещенный взгляд” на mix-режим и на окно аранжировки.

Поздравляю новую DAW “Bitwig Studio” с прошедшим уже днем рождения! Напоминаю, что релиз версии 1.0.0 был выпущен 26-го марта.

Bitwig многие называли “убийцей Ableton Live” и пророчили ему большое будущее. Уверенности в этом прибавлял состав команды разработчиков – в разработке программы принимали участие несколько человек, ранее работающие в компании Ableton.

Соответственно, многие фишки и особенности  Ableton Live были переработаны, учтены некоторые несуразности и странности программы-родителя, и преобразованы в новый продукт. “Папаша” узнается во многом. Да и остальные функции в том или ином виде мы могли видеть раньше если не в Аблетон, то в других программах.

Мониторинг социальных сетей показал, что релиз Bitwig 1.0 был воспринят, как за рубежом, так и у нас, весьма положительно. Большинство “восторженцев,” правда, так и не смогло четко описать почему сей софт вдруг вызывает у них такие яркие эмоции. Насколько глубоко и добросовестно “рецензенты” изучали этот софт – вопрос открытый. Тем не менее – соглашусь. Да, программа оставляет приятные эмоции.

Были и негативные но не столь многочисленные реакции. Причем они шли явно со стороны отъявленных пользователей программы Ableton Live. В основном они глубоко оскорбились тем, что идеи Ableton Live были бесстыдно позаимствованы, скрещены с различными удобствами и наворотами из других программ, а затем преобразованы в “этот ваш революционный” Bitwig.

Я тоже поюзал этот софт некоторое время и нашел там много интересного. Хочу сказать, что программа безусловно заслуживает внимания и ее заявленные возможности впечатляют!

Однако, в начале о существенных минусах, которые я разглядел.

Моему адекватному восприятию данного продукта мешают его все еще сырые пеленки. Малыш только-только родился, и явно толком не нюхал жизни.

У некоторых пользователей (их не так уж и мало) прога вообще отказалась запускаться. На самой популярной операционной системе Windows XP битвиг также не работает, и виновата в этом, похоже, его 64-х битная архитектура.

У меня продукт работает в основном нормально, но не без глюков: при включении Bitwig время от времени моя звуковая карта (я сейчас временно сижу на Creative E-mu 0404|Usb) начинает делать Redux-саунд для звучащего на компьютере аудио. То бишь сильно-сильно искажать сигнал. Надо ли говорить, что это весьма неприятное явление?

В Bitwig есть тот самый режим сессии (называющийся в программе “Mix”), который долгое время являлся ноу-хау Ableton Live. Таким образом, Bitwig также подходит для живого выступления. Но смогли бы вы найти здравомыслящего человека, который бы отдал свои live-сеты в ручки еще не проверенного и “зеленого” программного продукта? Это надо постараться.

Аблетон же в этом плане стабилен и безотказен как часы (особенно под Mac Os). За его плечами годы, туча заплат и исправлений, куча специализированных контроллеров и даже целая культура диджеинга.

Ситуация с живыми выступлениями в Bitwig усугубляется пока тем, что Akai Apc 40 и Push, которые на мой взгляд являются самыми удачными решениями для контроля материала во время живого выступления, официально новым Bitwig’ом пока не поддерживаются. В нем прижился только Launchpad и достойный, но не слишком распространенный CNTRL:R от Livid Instruments.

Энтузиастами уже созданы скрипты для Akai Apc 40, но сами разработчики, прямо скажем, это делать не торопятся. Почему? Потому что они хорошо понимают что на данном этапе развития программы безумцев, которые захотят выступать с непроверенным продуктом будет очень мало. И хорошо, что понимают. Дело за тщательным “прогоном” и вылавливанием “блох” и багов.

Далее. Bitwig отказывается работать с AU-плагинами. Он понимает только VST.

Однако ему по барабану – какой разрядности плагины вы в него загружаете. Он одинаково хорошо работает как с 32-х битными плагинами, так и с 64-х. И очень хорошо устойчив к падению этих плагинов. Заглючивший синтезатор или аудиоэффект не будет теперь обрушать всю DAW.

А это уже плюсы. Давай-те ка и перейдем к ним, не откладывая.

Итак, перечень возможностей и преимуществ Bitwig, которые меня действительно впечатлили, и которые я бы хотел увидеть в Ableton Live. Здесь я буду беспощаден к некоторым слабостям Ableton Live, так что приготовьтесь те, кто по каким-то причинам горячо “проаблетонился” и не готов адекватно воспринимать речи о недостатках своего любимого софта!

С помощью огибающих можно теперь позаботится о модуляции каждой отдельно взятой ноты. Те, кто знает как это делается в Ableton поймут, что это - сильно.

1) В Bitwig есть возможность автоматизировать огибающие для КАЖДОЙ НОТЫ! Т.е. возможности для выразительной и органичной модуляции существенно расширяются.

(О боги! Если бы вы знали как раздражает возня, например, с динамическим изменением высоты тона в Ableton! Для того, чтобы сделать glide ноты нужно серьезно напрячься.  Каждый, кто работает в Ableton, помнит, как его миди-партии, с Pitch Band-автоматизацией вдруг “расстраиваются” если остановить воспроизведение в месте, где есть изгиб огибающей! Прога почему-то “запоминает” это последнее положение, и если вы еще раз захотите воспроизвести эту миди-партию вы услышите полное фуфло! Это одна из самых раздражающих несуразиц Ableton и она, похоже преследует с самого появления в этой программе Midi-клипов).

Слои (Layers) в Bitwig Studio - отличный и очень удобный инструмент, который по достоинству оценят композиторы.

2) Возможность отображения партий инструментов в piano-roll “по слоям”.

Как в photoshop: вы можете увидеть какие ноты где были сыграны, как форма волны сочетается с уже введенными миди-нотами, и так далее… Полупрозрачные слои по вашему желанию способны показывать ноты и звуковые волны всех-всех партий инструментов в одном едином для всех Piano-roll.

Мне подсказывали, что это уже давно реализовано в нескольких других программах. Отлично! И это заставляет меня недоумевать – почему такое удобство до сих пор не появилось в Ableton? Я недоумеваю.

Снимок экрана 2014-03-28 в 1.25.37

3) Умная возможность редактирования аудио в каждом клипе.

Программа Bitwig, конечно же, понимает транзиенты (явные всплески амплитуд, биты и ноты), автоматически нарезает аудиоклип на соответствующие кусочки. Войдя в клип, вы тут же можете начать редактировать порядок и положение кусочков в каждом отдельно взятом клипе… вырезать области, вставлять их, перемешивать, всячески манипулировать ими…

А что в Аблетон? Если работа ведется в режиме сессии, приходится для подобных манипуляций тащить клипы в режим аранжировки, резать их там, делать “Consolidate clip”, затем приготовленные клип тащить обратно в сессию… гемор-с.

Одна из "вкусных" возможностей Biwig - возможность совместной работы через интернет с другими композиторами.

4) Возможность коллаборации по сети. (Будет поддерживаться с версии 2.0 – позднее примеч. автора.)

Аблетон!!! Ты же можешь!!! Еще в восьмой версии были намеки и обещания ввести механизм совместной работы для двух и более музыкантов! Мы живем в век социальных сетей, и упускать возможность внедрить возможность работы с напарниками через сеть – это недальновидность, блин! Все больше и больше продуктов смотрят в эту сторону и это – не спроста! Битвиг, к тому же, обещает вроде как возможность онлайн-джема с другими музыкантами.

С VST-плагинами у Bitwig также нет никаких проблем. Будь они 64 или 32-х битные. Единственное слабое место - отсутсвие поддержки AU.

5) Упомянутая выше 64-х битная архитектура. Полноценно работающая, восприимчивая ко всем плагинам. Устойчивая к сбоям плагинов. Правда пока только для VST-формата.

Ситуация с поддержкой 64-х бит в Ableton пока не ахти. Да, мы можем поставить версию 64-х бит. И мы можем работать со встроенными плагинами вполне успешно. Но сторонние плагины также должны поддерживать 64-х битную архитектуру, в противном случае мы в списке “plugins” просто ничего не увидим. Итог: поставив 64-х битный Ableton мы не сможем работать с 90% любимых плагинов.

Окей, давайте кратко резюмирую: Bitwig молодой и многообещающий. В нескольких вопросах он – укор полюбившемуся многим Аблетону. Если раньше мы мирились со слабостями Live, то сейчас, когда они при сравнении с Bitwig становятся более явными, как и у разработчиков, так и у поклонников Ableton Live, появляется стимул к развитию, стимул желать чего-то большего и удобного.

Пока что Bitwig совсем юн, не обкатан, не проработан. Поэтому массовой миграции пользователей Ableton в дружелюбный Bitwig пока что не ожидается. Но его, несомненно, попробуют многие. И определенные подвижки в умах он, конечно же, совершит.

Именоваться действительным “убийцей Ableton” Bitwig пока не может. Ранний еще. Но потенциал у него определенно есть. То, как отреагируют на появление “нерадивого отпрыска” в компании Ableton и будет определять будущее.

В лучшем случае мы получим пару соревнующихся атлетов, которые не дадут друг другу жиреть, и которые постоянно будут поддерживать друг друга в тонусе.

Посмотрим, почувствуют ли “дух соревнования” в компании Ableton и отреагируют ли они должным образом? Начнут ли они наконец “шевелить булками” и радовать нас куда более серьезными и приятными доработками, чем теми, которых мы “дождались” в версии 9? Или же аблетон “закостенеет” и не станет гнаться за прогрессом и эволюционировать? Поживем-увидим.

У меня на сегодня все! С Вами был Wolfframe

П.С. Сайт маленько реформируется, теперь в нем будет больше “регулярных” материалов, которые не рассчитывают на монументальность. Если раньше я писал преимущественно мануалы и статьи, которые требовали большого времени для их написания, то теперь я их также продолжу писать, но появится больше новостей и обзоров из мира музыки. Думаю, такая реформа многим придется по душе!

Составить приблизительное мнение о том, какие это будут материалы, можно посетив мою VK-группу здесь (впрочем, на сайте все по традиции чуть серьезней): https://vk.com/wolfframe_music

  • Mr. Frenkie

    Ах как мне по нраву ваши прозы!

  • Pacman

    DOES BITWIG STUDIO OFFER MAPPINGS FOR HARDWARE CONTROLLERS?

    Yes, Bitwig Studio 1.0 offers default mappings for the most popular MIDI controllers right out of the box. We also offer an open API so that interested users and developers can create their own controller support using JavaScript and share their scripts with the Bitwig community.

    VST(i)?

    Yes, VST effects and instruments are supported in 32- and 64-bit versions. Bitwig Studio runs VSTs in a separate process. This prevents Bitwig Studio from crashing when a plug-in misbehaves.

    AU plugins (OSX)?

    Bitwig Studio doesn’t support AU in version 1.0. We will consider supporting AU at a later stage.

    OSC?

    We plan to offer OSC support in the future, however not in version 1.0.

    ReWire?

    There is no ReWire support planned, but if you want to route audio and MIDI between different applications, you might want to take a look at the JACK Audio Connection Kit, which is available for OSX, Win and Linux.

    • Mr. Frenkie

      Не очкуй! Все будет)

      • Pacman

        это коментарий по поводу статьи)пусть очкую пользователи Bitwig))

  • Виктор Попов

    да надо механизм совместной работы для двух и более музыкантов типа скайпа видео и аудио с защитой типа