Ableton Grooves | Делаем Очеловеченный Бит

Введение

Грув (еще его часто называют “свингом”) – это название такого ритмического эффекта, который заставляет музыку “плавать” и создает ей эффект “движения”, упругости. Он достигается путем небольших временных подвижек и неточностей в ритмических рисунках двух и более музыкальных партий. Эффект грува традиционно более полно достигается благозвучным “заигрыванием”,  барабанных ритмов и баса, – они то отстают, то опережают друг друга, однако не должны переходить некую грань, которая бы превратила эти “подвижки” в неудобоваримое месиво. Самый сильный эффект грува, конечно, достигается живыми коллективами. Преимущественно – джазовыми.

Как ни крути, живому барабанщику далеко до точности метронома. Удары, – по бочке, ли по хай-хету, или по рабочему барабану, – всегда то запаздывают, то опережают математически точное положение нот в такте. Вы можете убедится в этом, выкроив барабанной партии живого барабанщика какой-нибудь подходящий “loop” (петлю, семпл для зацикливания), и вставив ее в Ableton. Это легко можно увидеть:

Этот отрывок (второй такт из песни “Rolling” группы “Soul Coughing”) демонстрирует нам запаздывание отдельных ударов от математической сетки, однако дальше без труда можно найти и фрагменты, где барабанщик слегка опережает ритм.

Не смотря на всю кажущуюся “неправильность”, партия, сыгранная живым барабанщиком звучит гораздо интереснее, нежели механические, математически точные перестукивания драм-машинок. Разработчики последних, кстати говоря, это прекрасно понимали, потому еще в восьмидесятых в них появилась опция “random”. Подкручивая специальное колесико, можно было изменять степень “кривизны” отдельных элементов бита, и тем самым добиваться их “очеловеченности” (“humanize”). Так что небольшую “кривизну” в бите ценили и ценят за выразительность и способность нести в себе ценный для музыки эффект – “грув”.

Groove Pool

Поэтому в Ableton Live была внедрена функция “очеловечевания” и “расскачивания” партий инструментов, и функция эта представлена в окне “Groove Pool”, которую не сразу найдешь, а если найдешь – то не сразу понятно, что в ней и как. Посмотреть Groove Pool можно, если щелкнуть на круглую иконку с двойной волной в левом нижнему углу браузера Ableton, и у вас слева появится диалоговое окно, которое выглядит вот так:

Вид groove pool
Groove Pool воочию

 

Щелкнув правой кнопкой мыши в этом окне, вы увидите пункт “Broowse Groove Library”, который при активации покажет вам всю библиотеку грувов непосредственно в файловом браузере:

Самый простой способ использовать грув в Ableton

Самый легкий способ начать использовать грувы – просто перетащить какой-нибудь шаблон из броузера на какой-нибудь миди-клип или аудио-loop в вашем сете, и это сразу же приведет к изменениям во временных характеристиках их нот (см. рис.) Вы это услышите.

Кстати, можно и полюбопытствовать – что из себя представляет тот или иной грув. Если вы перетащите грув из браузера на пустую midi-дорожку, то он отобразится на ней в виде миди-клипа. Вы можете посмотреть, как одна-единственная нота, “сигнал” служит для передачи временных задержек грува и силы нажатия ноты.

Но я советую вам искать шаблоны грувов эффективно и быстро – нужно войти в “Sample View/Note Editor” (он появляется внизу экрана), и в окошко слева, которое называется “Clip”. Вы увидите блок, отвечающий за активацию грувов:

Clip View - окошко где активируется грувы в Ableton

Здесь нужно включить кнопку “быстрого подбора” “Hot-Swap button” (загорается круглая кнопочка с крестиком), и затем вы имеете возможность, пока проигрывается ваш клип или семпл, листать и выбирать грувы, и сразу же слышать результат применения того или иного шаблона у себя в проекте. Режим “быстрого подобора” также может включатся и в Groove Pool – круглая кнопка с двумя вращающимися стрелками.

И вот еще что! Одно важное замечание: вы можете использовать грувы на аудиофайлах при условии, что у них включен варпинг “warping”, или временная разметка, которая помогает синхронизировать его с темпом проекта. “Грув” в аудиофайле работает только благодаря этим временным маркерам.

Изменяемые Параметры

Однако ни одними шаблонами богат Ableton. в нем также можно изменять грувы по вашему желанию.
В нашем распоряжении несколько параметров:

Изменяемые параметры грува в Ableton

  1. Base (основа) – определяет временное разрешение, интервалы, относительно которых будут совершены подвижки “нот” грува (к каким долям такта будет привязка). К примеру, 1/4 означает, что позиции “нот” в файле, обработанном данным грувом будут примыкать к каждой ближайшей четвертной отметке временной сетки, и все ноты в любых клипах, которые привязаны к данному груву, также будут придерживаться этим параметрам. Однако, ноты грува, которые стоят точно по временной сетке (точно на 1/4), затронуты не будут;
  2. Quantize (квантизация) – регулирует величину “прямой” квантизации, которая применялась до применения грува. На значении 100%, ноты клипа будут прибиты к ближайшим значениям, выбраным в “Base”. Если поставить 0%, то изменений не будет;
  3. Timing – регулирует интенсивность эффекта шаблона грува на временную составляющую любых использующих его клипов;
  4. Random – добавляет случайные отклонения по времени. Низкие значения могут применяться к электронным лупам для придания “живости” звучанию (humanize);
  5. Velocity (чувствительность) – определяет, насколько ноты изменяемого клипа будут соответствовать заложенной в груве информации о силе нажатия каждой ноты. Этот слайдер может изменять значения от -100 до +100. При отрицательных значениях эффект чувствительности грува будет перевернут, и громкие ноты будут звучать спокойнее и наоборот;
  6. Amount (глобальный параметр) – определяет общее воздействие параметров Groove на клип. Обратите внимание, что слайдер увеличивается до 130%, что позволяет немного “преувеличивать” эффект грува.

Конечно, сразу въехать во все эти возможности может и не получится. Поэтому я рекомендую вам вдоволь поэкспериментировать со всеми этими ползунками.

Кстати, каждый грув, настроенный по вашему вкусу, можно сохранить в библиотеке грувов под своим именем. Сделать это можно нажав на значок дискеты, который находится левее параметра “base” сохраняемого грува.

Создание собственного грува с нуля

Самой захватывающей фишкой является возможность программы сканировать и запоминать грувы любого семпла или миди-паттерна, который вы только не пожелаете привнести в Abletone. К примеру, вы записали, как настукиваете некий ритм на столе. Из полученной записи вы можете сделать loop наиболее удачного момента, а затем положить его на аудио-дорожку в Ableton. Щелкнув левой кнопкой мыши на данный семпл, вы выбираете пункт “extract groove”:

И все – теперь все ваши “человеческие” ритмические особенности сохранены в виде шаблона в Groove Pool!

Теперь вы владеете “грувом”!

Вот пока все, что я хотел бы сообщить насчет грувов в Ableton Live. Надеюсь, информация была полезной.
Экспериментируйте! Шаблоны грувов и ваши собственные ритмические наброски таят в себе великое множество возможностей для творчества! О некоторых из них мы поговорим с вами в следующих статьях.

А пока – позвольте снова вам пожелать удачи и творческого вдохновения!

Искренне Ваш, Дмитрий Вольфрам.

При копировании и публикации ссылка на wolfframe.com – обязательна.

  • 9749

    спасибо!

    • Аноним

      Рад помочь! =)

  • A Kasprov

    очень полезная статья , спасибо !!!!

    • Аноним

      И Вам спасибо, рад быть полезным!

  • JJJ

    Спасибо за ваши статьи, в которых очень доходчиво и понятно объясняются порой сложные для восприятия вещи!

  • Jan-Kit

    тьфу блин), а я всегда в ручную двигал кваратики в пиано ролл и велосити карандашиком )) Спасибо!

  • свинг и грув – это далеко не одно и то же. под свингом понимается пульсация именно восьмых нот, при чем в подавляющем большинстве случаев представляющая из себя восьмую триоль с пропущенной второй нотой. а грув – английское название кача, который достигается как раз путем небольших (!) смещений.

  • Arthur Mountain

    Важно!