Как Делать Электронную Музыку | C Чего Начать? (Часть 2)

С чего начать - электронная музыка
Фото by Petri Suhonen

Автор оригинального текстаPetri Syhonen (http://howtomakeelectronicmusic.com)
Перевел и адаптировалДмитрий Wolfframe (http://wolfframe.com)

От переводчика:

Перед вами вторая часть статьи  Petri Suhonen’a, с сайта: http://howtomakeelectronicmusic.com. Напомню, что в предыдущей части мы разобрали конфигурацию компьютера для музыкантов, ОС, программы-хосты, наушники и студийные мониторы, выяснили где и для чего брать запас сэмплов, рассмотрели наиболее яркие VSTi и VST плагины. Первую часть статьи вы можете прочитать здесь

***

7. Софт: аудиоредактор

Даже при том что большинство программ-хостов имеет встроенный набор инструментов, который можно применять для редактирования отдельных аудиофрагментов, вам все равно понадобится аудиоредактор, который используется в основном для редактирования сэмплов, аудиофрагментов и для заключительных поправок и мастеринга ваших треков. Аудиоредактор – это альфа и омега для звукорежиссера. В нем подготавливаются и обрабатываются сэмплы для того, чтобы загрузить их в программу-хост типа FL Studio, и в нем же уже готовый трек дорабатывается для публикации. Аудиоредактор способен конвертировать wav-файл во множество самых разных форматов, в том числе для MP3. Я могу смело рекомендовать вам  Sound Forge Audio Studio. Это универсальный и весьма инструмент для обработки звуковых файлов, и при этом он довольно дешев. Имеются также и бесплатные альтернативы, такие как Audacity.

Прим. переводчика: рекомендую также присмотрется аудиоредактору Adobe Auditon – который обладает приятным интерфейсом и функционалом, не уступающим Саунд Форджу. 

8. Сэмплы

Вам также нужен будет целый чемодан сэмплов.

Сэмплы используется для создания ударных, перкуссий, эффектов и т.п. В интернете можно найти тысячи сэмпл-паков, в том числе и коммерческих. Они в большинстве своем записываются в высоком качестве, а стоят в районе от $10-$200 или даже больше.

Сэмпл-паки обычно разделены на определенные жанры. Каждый отдельный пак обычно маркерован названием жанра, для которых он предназначен, однако я советую вам брать все, что только вам понравится, не задумываясь насчет жанровых преднадлежностей, не ограничивая себя. Вы можете использовать сэмплы так, как захотите – все зависит от вашего воображения.

Сэмпл паки могут включают в себя одиночные удары барабанов (one-shots): бочки, снэйры, хай-хэты, хлопки, тарелки, перкуссия, синтезаторные одельные звуки, басовые звуки и так далее. Используя их, обрабатывая, переиначивая, смешивая вы можете построить свои собственные биты и грувы. Также в сэмпл-паках есть наборы так называемых “лупов” (Loops) – басовых, ударных, синтезаторных, эффектов и перкуссии. (Лупы – это уже готовый ритмичный зацикленный фрагмент, обычно представляет собой некий ритмический рисунок, который легко ложится в уже имеющуюся композицию. Использование лупов здорово облегчает жизнь и это простой способ доработать или изменить уже имеющийся у вас фрагмент композиции. Иногда я использую лупы ударных для того чтобы усилить ритмическую составляющую своих треков.

Когда вы покупаете коммерческий сэмпл пак, вы тем самым приобретаете лицензию на использование этих сэмплов. Таким образом, вы не обязаны платить какие-то проценты изготовителю сэмплов, если вы вдруг будете использовать эти сэмплы для изготовления коммерческой музыки.

Для того, чтобы выбрать отличного качества сэмплы ударных для составления хип-хоп битов, я рекомендую вам посетить “The Producers Choice” вебсайт. А вот еще больше ссылок на хорошо известных изготовителей сэмплов и онлайн-магазинов сэмплов:

_____________
Блок полезных ссылок:

Big Fish Audio
Loopmasters
Primeloops
Vengeance
Best Service
Ueberschall
Producerloops
Soundstosample
SoundsOnDemand

Вообще в интернете можно найти еще ТОННЫ бесплатных сэмплов. Вот несколько ссылок:

Free samples
Linklist for tons of free samples
FLstudiomusic.com
Sampleradar
Thesample.net

Русскоязычные ссылки:

http://sampletools.ru/

http://create-music.ru/samples/

и т.д.

Любопытное: сайт который примечает “заимствование” сэмплов среди артистов.

_____________

Отлично, теперь у вас есть все железо, софт, и сэмпл-паки, и теперь, наверное, вы спрашиваете: как со всем этим мне теперь начать делать электронную музыку?

9. Слушай любимую музыку и учись

Как я сам учился делать электронную музыку (транс)?

Сначала я слушал то, что творят другие артисты, и просто пытался повторить тоже самое. Подражал. Точно так же множество художников учатся рисовать, изучая и копируя работы мастеров, тоже самое может (и должно!) происходить и с электронной музыкой. (Я сейчас говорю не о тупом копировании чужих музыкальных мелодий и идей. Это противозаконно. Если вы возьмете мелодию или семпл из песни другого исполнителя, тем самым вы будете использовать его без разрешения правообладателя, и вам могут сделают за это а-та-тат). Итак, прежде чем начать свой первый трансовый трек, я слушал огромное количество музыки других музыкантов, “анализировал” их, и, наконец, составил собственное понятие  – как следуют строить треки.

Я бы рекомендовал вам придерживаться следующих простых шагов:

  • Выучить интерфейс, функционал твоего музыкального софта. Вы, как минимум, должны знать как делать основные вещи. Конечно же – вы должны быть в хороших отношениях со своей программой прежде чем начать делать в ней музыку, иначе вы просто на порядок усложните себе жизнь;
  • Определитесь с музыкальным стилем или жанром, в котором ты хотел бы делать свою музыку;
  • Всегда пополняйте фонотеку музыкальными композициями тех исполнителей и тех музыкальных стилей и жанров, в которых вы собираетесь работать;
  • Советую посмотреть чарт самых популярных треков на сайте  Beatport.com. (Или на Promodj – Прим. пер.) Здесь вы найдете чарты самой популярной музыки в любом электронном жанре. Изучите верхушки чартов, и мотайте на ус;
  • Слушайте как построены, из чего состоят треки. Возьми песню или трек, который вам нравится, внимательно прослушайте, – раз и еще раз, с наибольшей концентрацией. Анализируйте – какова структура трека? Каждая песня или трек любого жанра использует определенный тип логической структуры. Попробуйте опознать, какая структура у вашей любимой песни: как она развивается, как долго длится в ней интро или брейк, основная тема и кульминация. Другими словами – что происходит, как, и когда.

А вот пару наблюдений по поводу структуры песни:

Давайте, к примеру, обдумаем какую-нибудь популярную песню с радио (в поп или рок-жанре), они обычно длятся 3-4 минуты, и большинство из них придерживаются вот этой, наработанной веками, структуры:

[интро]->[основная тема 1]->[припев]->[основная тема 2]->[припев]->[бридж (мост)]->[аутро]

Припев может также начинать и заканчивать песню, т.е. быть и аутро и интро…
Это довольно эффектный прием, который служит для яркого запоминания песни. В таком случае структура песни будет примерно такая:

[припев (интро)]->[основная тема 1]->[припев]->[основная тема 2]->[припев]->[бридж]->[припев]->[аутро]

Конечно, есть несколько типов различных вариаций струкур, которые зависят от того, какой темп, энергетику, атмосферу несет в себе песня. Ну, для примера проверьте попсню: Nelly Furtado’s “Say It Right” или Katy Perrys “Hot And Cold”. Вообще – любую популярную радио-и-поп-песню. Они всегда стремятся к подобным структурам.

Посмотрите вот эти статьи и обсуждения, которые касаются всех наиболее популярных структур песен. Да, эти обсуждения вообще больше о поп-музыке, но они помогут вам понять и осмыслить принципы построения структуры любого трека. Электронных треков тоже.
_____________
Блок полезных ссылок:

Study The Hits!
How To Get Started With Songwriting
How Music Works
Songwriting Tip – Structure of a Pop Song

Русскоязычные ссылки:

Структура успешных песен

_____________

Я должен заметить, что в моем любимом uplifting trance (“приподнятый” транс), как и в любой другой танцевальной музыке, которая продюсируется для клубов, структура трека немного отличается от того, что мы слышим в популярных поп и рок песнях.

Составляющие структуры танцевального трека становятся более длинными, интро порой представляет из себя куда более долгий трамплин, в на протяжении которого постепенно нарастает напряжение, а затем интро ведет либо к основной теме либо к “брейкдауну”.

Вот одна из самых распространенных структур в uplifting trance музыке и не только:

[интро]->[брейкдаун (“разлом”)]->[то, что после “брейкдауна”]->[“release (освобождение)” или “climax (кульминация)”] -> [“drop (падение) или как-еще-там-это-назвать]->[outro]

Или даже более длинная версия трека:

[intro]->[брейкдаун (“разлом”)]->[то, что после “брейкдауна”]->[“release (освобождение)”или “climax (кульминация)”] -> [“drop (падение) или как-еще-там-это-назвать]->[еще один breakdown]->[outro]

Ок, давайте я разъясню вам значение данных “терминов”.

[intro] -> Это постройка небольшого трамплина, постепенно развивающегося начала, который ведет к брейкдауну;

[breakdown] –> Это то место, где элементы интро (обычно это барабаны) исчезают, и вы представляете свою музыкальную идею, так сказать в неглиже. Это мелодия, которая может быть красивой, эмоциональной и возвышенной. Давайте назовем ее “хуком” или “крючком”, потому что ее функция – зацепить слушателя и не отпустить до самого аутро. Отсюда, от брейкдауна, вы начинаете строить развитие трека, которое переходит в “climax (кульминацию)”/ “release (освобождение)” который идет следом;

[“release” / “climax” / “drop”] – Это самая лучшая часть. Здесь вы начинаете строить постепенное напряжение, которое пререходит в кульминацию, или “вброс” где все вместе начианет играть с наибольшей интенсивностью и энергетикой. Это, например, весьма типично для uplifting trance. В этой точке трека люди на танцполе обычно сходят с ума, хаха;

[outro] -> Это спад напряжения, все элементы композиции постепенно приходят к разряженному и пространственному концу.

Это основы. Тем не менее, если мы послушаем современные образчики трансовой музыки, и сравним их с тем, что было несколько лет назад, то мы увидим, что они почти не изменились, по крайней мере структура аплифтинг транса остается неизменной.

Попробуйте еще сделать так: когда вы только начинаете создавать свой первый трек, я думаю будет хорошей идеей взять вашу любимую песню и загрузить ее в программу- хост, и (нет, не копируйте песню как есть!) просто используйте структуру этой песни как шаблон. Попробуйте отметить маркерами что происходит, какая часть структуры перед вами, и так далее: http://howtomakeelectronicmusic.com/learn-song-structure-from-your-favourite-song

Затем обратите внимание на саунд: снова прослушайте вашу любимую песню. Какие звуки ее составляют? Каков синтезатор лидов, каков бас, сделан ли он из square-волны, как звучат теплые пады, сложные эффекты – все эти элементы. Попробуйте услышать, какой тип звуков используется в вашей любимой песне, старайтесь клонировать и подражать этим звукам вашими виртуальными синтезаторами. Множество виртуальных синтезаторов уже имеют в своей базе пресеты звуков для различных видов электронной музыки. Используйте их в ваших интересах.

Melodies. Какой вид мелодий включает в себя эта песня? Некоторые базовые аккорды и их последовательности весьма часто используются в трансовой музыке для примера, но есть непочатый край различных идей, и я больше чем уверен – вы захотите попробовать использовать что-то совершенно новое. И правильно. Надо стараться делать то, что еще никто до вас не сделал.

Звуковые эффекты. Свисты, нарастающие шумы, и “взрывы” и самые наиболее используемые эффекты электронной музыки. Вы можете найти их практически в любом сэмпл-паке, который вы можете купить в интернете или на горбушке. Буахаха. Но я также рекомендую подходить к этим эффектам с воображением – вы сможете сами их создавать, как только в полной мере научитесь применять плагины и вовсю использовать автоматизацию (задавать при помощи графических линий изменения параметров эффектов, синтезаторов, дорожек).

А вот кое-какие полезные гайды по тому или иному виду электронной музыки:
_____________
Блок полезных ссылок:

Англоязычные:
Hip Hop Beat Construction Made Easy
Hip Hop Beats: Song Structure
Understanding Trance Music
Understanding Basic Trance Structure
The structure of a trance track
Dubstep Structure
7 Day Song Tutorials

Русскоязычные:
“Структура трека” от Shadowhead:
_____________

Также вы можете просто пойти на YouTube, и искать что-то типа “Как делать хип-хоп | how to make hip hop” или “как делать транс? | How to make trance”, и вы найдете тонны обучающих видеоуроков. Как я уже говорил, думаю самый лучший способ начать делать собственную электронную музыку – пытаться повторять то, что делают успешные продюсеры, и при этом учится самому. Но помните! Оставайтесь по-своему оригинальными, прислушивайтесь к идеям, которые возникают у вас в голове и пытайтесь воплотить их – так получаются совершенно новые вещи, которые становятся хитами!
Помните – на самом деле вокруг нас невиданная прорва идей, только успевай ловить.

В следующих советах я  расскажу немного о самом процессе построения трека.

10. Начни с ударных и баса…

Я думаю самое первое, что вам нужно постараться сделать – выстроить партию ударных. В этом случае вам поможет какой-нибудь сэмпл пак, о которых я упоминал ранее. Т.е. вы можете построить собственную партию из одиночных ударов (one-shots) при помощи программных сэмплеров и секвенсеров, а можете использовать уже готовые лупы (loops), которые в изобилии имеются в различных сэмпл-паках. В каком бы стиле вы не работали, имея клевый ударный грув или бит куда проще начать разарабатывать мелодическую басовую партию, да и другие инструменты тоже. Просто постарайтесь сделать так, чтобы ударные и бас дополняли друг друга, – они наиболее важный элемент в любом стиле электронной музыки, который основан на бите. Я рекомендую вам приложить максимум усилий к этому фундаменту трека – это окупится!

Прим. переводчика: здесь я хотел бы дать рекомендацию, которая облегчит вам построение ударных партий. Дело в том, что вы должны стараться идти от простого к сложному. Это эволюция. Я часто делаю так: выстраиваю обычный хаусовый такт при помощи бочки: “бум-бум-бум-бум”. Затем добавляю снейр на четные доли такта. И (внимание) после этого шага, я начинаю двигать взад-вперед отдельные элементы полученного бита, как бы “расшатывать” их, прослушивая на зацикливании. Каждый раз, услышав интересный ритмический рисунок, я копирую измененный паттерн, располагаю его в новом такте и начинаю добавлять новый элемент  – хай-хет к примеру. Затем и этот элемент вновь “рассшатываю”, и так далее. Таким путем постепенной “эволюции” можно добится клевого и довольно замысловатого бита. Кстати, и перед вами в итоге появится ритмическая заготовка, которую в дальнейшем можно использовать для построения структурных элементов трека. Рекомендую!

11. … и добавь синтезаторных мелодий
И вот опять, это тот этап, где VSTi-синтезаторы нам очень пригодятся. Я советую вам начать строить мелодию ваших синтезаторов поверх ударных и басового грува. Вновь следите за взаимоотношением ритмов. Я уже отмечал ранее, что почти все VSTi-инструменты имеют в строенных библиотеках кучку пресетов – уже готовых качественных звуков, с которых вы можете начать, не мешкая. Это уже потом вы можете начать изменять этот пресет так, как заблагорассудится. Крутите все возможные кнопки, ползунки, слайдеры ваших вст-инструментов, чтобы услышать тот звук, которые придет вам по душе. При этом вы будете их осваивать, что тоже полезно. Методом проб вы можете накрутить очень оригинальный звук, и сохранить его под собственным именем, получив в итоге свою собственную, еще небывалую вещь…

Следующее, чего бы я хотел коснуться – это сведение, или микширование.

12. Сведение – добавим яркости биту

Когда я занимаюсь сведением своих треков (если это танцевальная музыка), я всегда стараюсь дать как можно больше яркости и сочности партии ударных. Особенно бочке. Как и в любом другом жанре электронной музыки, ударные – это то, что должно быть слышно четко, иначе энергия трека будто уйдет в песок, и в итоге народ под него не захочет двигаться, да и вам будет не по себе.

После того, как бочка зазвучит, и основываясь на ней, я играюсь с громкостью баса и других инструментов. Да, я использую ударные как основу, как сваи, которые помогает мне сводить и выстраивать все остальные инструменты в моем миксе. Я просто удостоверяюсь, что ударные действительно хлесткие, достаточно громкие, и слышные, и что остальные инструменты с ними хорошо соотносятся, в том числе и бас. Особенно бас! Который во время сведения занимает для меня второе место по значимости в треке. Если какой-либо инструмент начинает загромождать ударные, я немного понижаю низкие частоты этого инструмента, или понижаю его громкость. Хорошо слышимые и читаемые ударные и бас – это верный признак хорошо сведенного микса.

13. Сведение : слушай микс профессионалов, и пытайся сделать тоже самое

Я повторяюсь, но… Слушайте-слушайте и слушайте своих любимых исполнителей! Слушайте песни того же жанра, в котором вы работаете. Пытайтесь анализировать музыку и замечать то, как они микшируюет, а затем “синтезируйте” приобретенные знания в свои треки. Пытайтесь понять: какие звуки живут на первом плане в треке, почему? Как звук вашего микса соотносится с ващей любимой композицией от профессионала? Что нужно изменить, чтоб подтянуть его до звучания профессионального микса?

И еще -: пытайтесь послушать свой микс на как можно большем количестве всевозможных звуковых систем: автомобильных системах, домашних кинотеатрах, айподах с затычками, граммофонах у бабушки, – везде, где только можно, и попытайтесь сделать звучание микса читабельным и приятным везде и отовсюду. Попробуйте найти некий баланс между всеми этими крайностями.

Я хочу сказать, сведение – одна из самых сложных частей во время создания музыки (я уточню: ХОРОШЕЕ микширование – наиболее сложная часть во время создания собственного микса).

Это то, что вы даже при всем старании не сможете изучить быстро. Тут много что нужно усвоить: как использовать эквалайзер, компрессию, лимитер, реверб, и так далее. Это требует много часов практики, проб и ошибок… Да, заставить свои миксы звучать прилично – не легко, однако, не волнуйтесь! – это вполне решаемая задача! Просто она требует какого-то времени, упорства и, повторюсь, практики.

14. Избегайте усталости. Отдохните и продолжайте сводить трек на следующие день

Пару раз это случалось со мною: я думал я сделал супер-хитовый-трек-за-один-день. Я был в восторге от собственной крутости. Но на следующий день, когда я заново послушал этот трек снова, я обнаружил что слушаю форменное отстоище. Я создал ужасный понос невиданной мути: все параметры громкости и эквализации были не сбалансированными, кроме того там кишели некие звуки, которые просто не желали подходить к данному миксу и резали ухо. Мда, все это выбило меня из колеи, я расстроился, принялся пересводить этот трек, в итоге мне пришлось его целиком развалить и собрать заново. (Вообще – “пересведение” это адский процесс, не стоит вам попадать в такое пложение, особенно на первых порах. Это может довести музыканта до белого каления.)

Но – все может случится, – когда вы сильно увлеклись, делаете музыку на протяжении нескольких часов без передышки, ваши уши устают и под конец дня вы уже не можете адекватно слышать вещи в том же балансе, которым наделены нормальные, отдохнувшие уши. Представьте, что ваш эквалайзер в голове кто-то сильно встряхнул, и некоторые ручки, которые до этого располагались ровной линией, сместились. Вам кажется, что вы делаете свой проект сбалансированным, но на самом деле задираете такие частоты, которые на “трезвую” голову будут пилить вам нервы.

В общем совет прост: никогда не заканчивайте одну песню в один день. Отложите трек, передохните, и завершите процесс на следующий день. Тогда результат будет куда лучше.

Прим. переводчика: по всей видимости зарубежный коллега не берет во внимание мастеринг, потому что по его понятиям мастерингом должен заниматься сторонний звукорежиссер в профессиональной студии, а не сам музыкант. Этот подход имеет своих приверженцев. Я, например, все-таки стараюсь делать мастеринг своими руками. Хотя бы – для того, чтобы мои демо-композиции звучали ярче. Мастеринг я делаю при помощи программы Izotope Ozone. Рекомендую раздобыть и изучить.

15. Ссылки на форумы, которые способны вас многому научить

Сейчас я дам вам ссылки на форумы,время от времени посещая которые вы всегда сможете узнать все, что необходимо. Это список форумов, где я сам учился очень и очень многому. Там вращаются опытные музыканты и продюсеры. Так что “юзайте поиск”, ищите нужную дискуссию и не бойтесь спрашивать! =)
_____________
Блок полезных ссылок:

KVRaudio
Future Producers
Gearslutz

Русскоязычные ссылки:

Форум PromoDj

Форум на www.lexamusic.com (проверьте также статьи – отличный, грамотный, контент)

forum.cjclub.ru

_____________

Вот и все. Надеюсь, эта статья помогла вам определится с важным и вездесущим вопросом “с чего начать” и теперь перед вами не терра инконгнита, а вполне осмысленный маршрут!

Начинайте творить музыку!

Дерзайте!

  • A4D (Киселев Олег)

    Спасибо большое за очень хороший материал.

    Я очень благодарен Вам.

    Сейчас как раз занимаюсь тем что делаю студию для написание электронной музыки.
    Делаю это впервые в жизни.
    Ранее я как и вы писал музыку мышкой и клавиатурой в программе Reason.

    • Спасибо за отзыв, Олег!
      Reason – очень серьезная программа, отличный выбор!

      Я планирую публиковать еще больше материалов в дальнейшем, оставайтесь на связи ;)

  • A4D (Киселев Олег)

    Может быть дам идею для будущей статьи.

    Сейчас имею общее представление о том как и из чего должна быть собрана студия дома, но есть другая проблема ответ на которую я не нашел.

    При написании музыки используют программу (хост) или Секвенсор к которой подключаются VTS плагины (виртуальные инструменты и синтезаторы) или же реальные инструменты (например Virus T1) при этом разные композиторы начинают создавать музыку всегда по разному.
    Кто то говорит что нужно начинать с аккордов основной темы и мелодии, кто то говорит что нужно начинать с бита и ударных партий.

    В связи с этим я так и не нашел ответ с чего начинать делать свой трек.

    Основные направления музыки которые мне интересны это Tehno, Minimal Techno а так же Trance, но только не тот что ставить в своих сетах первая 10 ка а тот что можно слышать в сетах Sander Van Doorn и то что он сам пишет.
    Я большой поклонник его творчества.

    Так же мне нравится то что делает Deadmau5.

    Ps Я буду очень благодарен Вам если поделитесь ссылками на материалы где описаны варианты с чего начинается работа над треком еще до сведения, а так же если такая статья появится на сайте.

    • Дмитрий Вольфрам

      Да, идея для статьи отменная!

    • Дмитрий Вольфрам

      Простите, разбил комментарий на два – совершенно случайно) Так вот. Судя по стилям, которые у Вас в фаворе, я сам бы начинал их делать с разработки ударных и перкуссии. Затем добавлял бы бас, который можно сразу же переплести с отдельными мелодическими вкраплениями… Вообще тема обширная, подходов действительно много. Но на первых парах лучше придерживаться некого алгоритма, чтобы не распыляться. Я подробней опишу это в статье, идею для которой вы мне сейчас подали) Спасибо!

  • деревня

    а поему ты хуй и чему ты учишь детей плохо (у них ведь мозгов не больше твоего глупышь)

    • A4D

      Такие дебилы жирные которые обросли трололостайлом доставляют до боли в животе смех. Ты сам то в своей жизни что хорошего сделал? Мозговитый ты наш Олеша.