Красим Звук: Saturation, Теплые Лампы и Аналоговый Саунд

IH155272

Приветствую, читатели!

Поговорим об окраске звука. О фактуре. О мясе, пыли, грязи, звоне, песке, шерховатостях и прочих деликатесах. Сим постом я начинаю небольшой цикл статей. И, пожалуй, начну я с “сатурации” (Saturation или “Насыщение”).

Наши уши (точнее – наше сознание) обожают улавливать в звуках “шершавость”, характерный звук, который как будто можно “потрогать”, воспринимается нами более ярко. Прослушивание такой музыки доставляет удовольствие куда сильнее. А вот гладкая и стерильная пластмасса высококачественной и приближенной к реальности  записи, они не то, что не любят…. Она проскальзывает из одного уха в другое, не оставляя в сознании слушателя никаких “тактильных” впечатлений.

Эти особенности саунда давно поняли и с успехом используют за рубежом, где школа звукозаписи развита куда сильнее, чем у нас. Особенно выдающимися по “окрашиванию” саунда является такие стили как хип-хоп (в 90-х, особенно), трип-хоп, индастриал, nu jazz, да и рок-инди-группы стоят в первых рядах за вкусным саундом…

Примечание: рекомендую заценить “окрашивание” у раннего Amon Tobin (или у Cujo), у Blockhead, Aesop Rock. Также хорош релиз от Майка Паттона (вокалист Faith No More) “Peeping Tom”. Все перечисленные исполнители большое вниманимание уделяют саунду и окрашиванию, чтят фактуру, любят аналоговый звук.

Но, ближе к делу. Первым, и одним из наиболее примечательным эффектом “окрашивания” и искажения звука для его читабельности является сатурация! В данной статье я расскажу о ее видах, способах эмуляции программными средствами, дам ссылки на VST-плагины, и поведаю о наиболее частых способах ее применения. Поехали. =)


Немного истории.

Появление цифровой записиSaturation – это эффект насыщения звука дополнительными гармониками (искажениями, но “приятными для слуха”).

Таким образом звук обеспечивается дополнительными гармониками и обертонами, в результате на нижних частотах становится глубоко, на средних – тепло, на высоких – звонко.

Сей эффект долгое время был присущ ламповым и транзисторным приборчикам доцифровой эры, и воспринимался как данность.

С наступлением же цифровой эры звукорежиссеры получили в свое распоряжение совершенно “стерильный” саунд, который не был “подкрашен”.

Многие были сбиты с толку, и даже – разочарованы. Новый саунд звучал для них слишком непривычно истерильно. К тому же  – “не цеплял”. Поэтому большинство звукорежиссеров вновь взяли в руки отложенные на полки старые аналоговые (ламповые, транзисторные, ленточные) приборы и стали все звуки пропускать через них добиваясь “того самого саунда”.

Уже позже производство встрепенулось, и в линейках железа появилось множество нововведений и модулей, которые были призваны окрашивать качественный и стерильный цифровой звук в звук более “грязноватый”, “тепловатый”,  “приятный” (на выбор).

Дорогущие приборы цифровой эры стали учиться выдавать “дрянной” саунд предыдущей эпох. Не правда ли, забавно?


Основные типы сатурации.

Итак, какие типы сатурации у нас есть:

  • Ламповая. Самый распространённый вид сатурации, источник многих срачей среди аудиофилов и звукорежиссеров. И предмет фетиша – душа звукорежиссера умасливается и наполняется теплым аналоговым чувством собственной важности, когда у него в студии появляется приборчик с лампами внутри (еще круче – с наружи, чтобы она была видна).

Как я уже говорил, в основе ламповой сатурации – свойство ламповых усилитей вносить нелинейные искажения в сигнал, особенно если оный сигнал становится близок к высоким значениям. При обработке каждого конкретного частотного диапазона сатурацией, можно очень здорово “подкрасить” микс. И результат будет весьма сильно отличим по глубине и звонкости от оригинала.

  • Магнитно-пленочная. Эта сатурация, которая была присуща старым катушечным магнитофонам. Она довольно сложная. Расскажу, что я сам понял =)

На окраску звука влияет подмагничивание ленты и связанные с этим магнитные артефакты, а также огрехи в скорости проигрывания…. все это дает в итоге вкусные и характерные искажения.

К тому же – чем дольше проигрывается на магнитофоне запись, тем она сильнее “подтирается”. И это дает весьма умеренный и приятный для слуха баланс высоких частот на записи. Звучит насыщенно, и в то же время “гладко”. Тютелька в тютельку.

  • Трансформаторная. Еще один тип сатураторных “исказителей”. Менее распостраненный и более специфический.

Трансформаторная сатурация связана с магнитной индукцией, и всякой полевой дребеденью, которая возникает в трасформаторных катушках понятно, да? =) Интенсивность искажений зависит от материала, из которого сделан сердечник трасформатора, а многое – от материала обмотки и его свойств.

Специфика трансформаторных сатураций в том, что они могут быть и не очень приятными, особенно на высоких частотах. Но и свой непередаваемый окрас, достойный внимания, и подходящий для разных случаев, у нее есть.

П.С. Кстати, любимый многими эффект “дисторшена” (Distortion) – это тоже своего рода экстремальный сатуратор, но о нем и его применении я поговорю в одной из следующих статей Подмигивающая рожица


Плагины, эмулирующие различные типы сатурации.

TubeSaturator-580x236

Аналоговыми железками обладает далеко не каждый звукорежиссер, и в таком случае для эффекта сатурации можно использовать VST-плагины, которые им “подражают” – более или менее успешно.

Какие плагины мы можем использовать, чтобы добиться “теплого аналогово звука” или окраса?

Перечислю некоторые из них:

 

Есть также многие другие плагины. Бесплатные и платные – ищите, и вознаграждены будете!


Дефолтные сатураторы в Ableton Live

Создатели Ableton также не дремали, и внесли в состав своего программного продукта несколько годных для употребления модулей для сатурации:

  • Saturator (гибко программируемый модуль насыщения, может использоваться и как некий дисторшен. Полезен для обработки баса, ударных, вокала… строгих правил использования нет. Подбирайте различные пресеты, находите наиболее оптимальное звучание, и, конечно, экспериментируйте! Я часто использую его для “подзвончивания” гитар или хай-хетов, снейров, и углубления бочки).

Сатуратор

  • Dynamic Tube (Более щедящий эффект, и более тонко работающий. Он призван эмулировать как раз ламповый звук. На выходе получается что-то между компрессией и дисторшеном. Более агрессивные настройки звучат как испорченное черт-знает что. Также рекомендуется подбирать пресеты, крутить ручки и вслушиваться. Область применения этого модуля также широка и не ограничена ничем, кроме вашей фантазии).

Tube

Я не стал включать сюда модули, типа Amp, Overdrive, и т.п. Но, в принципе, они тоже могут ипользоваться для насыщения инструментов не только добавочными гармониками но и нехилыми агрессивными искажениями. Имейте в виду.

И вот я как-то незаметно подошел к вопросу о применении сатурации в миксе. Давайте прикинем – как ее можно использовать.

Совет: щелкнув правой мыши на данных плагинах можно (и нужно) включить “Hi-Quality” режим.


Где конкретно, как, и зачем используется сатурация (насыщение) в миксе?

  • Басовые партии. Классический прием. Сатурация используется на басовых партиях для придания ее высоким гармоникам большей плотности. Сатурированная басовая даже на небольших колонках становится более читаемой. Сатурация басовой партии во многих случаях является даже лучшим выходом, чем эквализация.
  • Вокальные партии. Иногда в композиции довольно шумно, а потому вокальная партия может начать в ней “теряться”. Шумы перекрывают вокал, и его приходится выводить на передний план – делать громче… а это может привести к другим неприятным ситуациям- вокал начинает выбиваться из микса. В общем, в этом деле снова поможет сатурация.
  • Сатурация хай-хетов, сплэш и кимбалов. Сатурация делает барабанное “железо” воздушным, звонким, читаемым. Это – классический прием, которые не стоит игнорировать. Также сатурация часто используется на снейрах барабанных партий.
  • Сатурация бочки. Иногда на бочку вешают Tube-сатурацию (ламповую, впрочем, можно и любую другу). Это придает бочке сочности и глубины.
  • Сатурация и дисторшен гитар. Иногда эффект overdrive в композиции не нужен, но чтобы гитары не потреялись – можно использовать любую из перечисленных здесь сатураций;
  • Сатурация синтезаторов и падов. Еще одно применение данного эффекта, которое приносит отличный результат. Один из примеров, когда окраска добавляет к звукам не только гармоники но и само великолепие. Особенно – при  умелом использовании, и еще неплохо бы перед сатуратором поставить какой-нибудь флэнджер или хорус… ;)
  • Сатурация всего микса. Иногда добавление такого модуля является весьма эффективным шагом. Пробуйте, если считаете, что микс звучит все еще блекло и без хорошей окраски.
  • Мастеринг, сатурация микса в целом. Назначение сатурации на финальном этапе мастеринга  – дать больше сочности и читаемости тем или иным частотным диапазонам.

ozone5_exciter

Модуль сатурации (exiter, “возбудитель”) есть, к примеру, в великолепном плагине IZotope Ozone. В последней версии Izotope Ozone (5 версия, если я не ошибаюсь) доступны различные виды гармонических искажений. Среди возможных эмуляций не только ламповые, аналоговые, но и магнитные. И даже, по-моему трансформаторные. (см. рисунок выше)

  • И т.д. и т.п.

Необходимое предостережение.

Сатурация – это то масло, которым можно испортит кашу, особенно если использовать сатурацию без меры. =) Учтите, что возбуждение гармоник может вызывать резонанс на некоторых чрезмерно возбужденных частотах. А это приводит к клиппингу и к скукоживанию ушей как у вас, так и у слушателей.

В таких случаях не забывайте гасить резонансы эквалайзером.

И – помните об умеренности.


Итоги.

Все это прелестно, и отлично. Однако, я хочу напомнить –  хороший и “вкусный” саунд является не только результатом использования одной лишь сатурации. Гармонические искажения (ламповые, трансформаторные или “кассетные”) – это лишь частность. Впрочем, довольно весомая и важная.

Для достижения “вкусного” саунда применяется еще достаточно нехилое количество разных мер и манипуляций: эквализация частот (добавление средних частот и “грязи”), уже упомянутый дисторшен, redux (редукшен), хорус (chorus), эмуляция винила (vinil distortion), реверберация… добавление шорохов и шумов… и т.п.

Все это подкрашивает саунд, делает его фактурным и интересным. И обо всем об этом я имею намерение рассказать в следующих статьях.

С вами был Wolfframe!  Пишите, пожалуйста ваши отзывы и комментрии! Спасибо за внимание, и до новых встреч. =)

  • Casual

    Отличная информация! Порадовал, Дмитрий, как всегда :) Все теперь уложилось по полочкам :) Продолжай эту интересную тему. Спасибо!

    • wolfframe

      =))) О, постоянный читатель! Продолжу – с удовольствием! =)

  • DANIL NOVIKOV

    как рас пишу ремикс и хочу добиться в нем этого лампового звука ! спасибо ! действительно хорошая информация

    • wolfframe

      Благодарю)

      Теплую окраску добавляют также средние частоты в районе 160-300 Гц, главное не перестараться. А в районе 640 Гц – на мой взгляд содержится “пыль” (тоже осторожно) ;)

  • ProF_Jr

    спасибо!

    • wolfframe

      На здоровье! =)

    • wolfframe

      Рад быть полезным!

  • Minus

    спасибо за инфу, как раз заинтересовался всем 8

    • wolfframe

      =) Рад чем-то помочь, заходите еще! Все внутренние плагины и инструменты Ableton будут описаны на этом сайте.

  • Evgen2468

    Интересная статейка.Много интересной информации(по программам).Спасибо автору.

  • Whisper project

    Чрезвычайно полезный материал!Автору огромное спасибо за проделанную работу))да и в общем отличные статьи.

  • Fkobzev

    Статья супер!!

  • Внимательно читаю все статьи, потом к ним обязательно вернусь и буду использовать как мануал. Спасибо!

  • N1CK

    Спасибо за информацию!

    • wolfframe

      You are welcome! Еще рекомендую приглянуться к аудиоплагинам от D16 Group – очень хороши для подкрашивания звука! Не помню писал ли я о них в этой статье.

  • Lumen

    Спасибо за старание, читаю с удовольствием твои статьи

  • Максим

    Только начинаю осваивать Ableton. Статьи Wolfframe’a очень помогают! Все понятно и легко усваивается. Спасибо!