Наглядный Ableton 9 Gate!

Ableton Live 9 Gate – простота, наглядность, удобство!

Ableton 9 Gate – снова в гостях

Приветствую, дорогие друзья! У нас в гостях снова Ableton Live Gate…
– Снова?
Да, снова, ибо я его уже описывал как-то, и вы можете найти его описание здесь: http://wolfframe.com/ableton-gate/

Однако тогда описание касалось более старой его версии, в которой отсутствовал визуальный интерфейс. Так что пришло время актуализировать информацию об этом плагине. Ну а те, кто пока еще не знаком с действием этого плагина,  найдут в данной статье его подробное и досканальное описание.

Что такое Gate

Итак, что такое Gate? С английского Gate – ворота, вентиль, заслонка. Принцип действия этого плагина во многом оправдывает его название.

Gate сделан для того, чтобы не пропускать сигнал ниже определенного порога (который устанавливается параметром Treshold), в то время как сигналы выше установленного порога должны оставаться слышными.

В результате работы гейта вы можете, к примеру избавиться от хай-хетов в барабанной партии. Чаще всего это и случается при работе с гейтом – в обрабатываемой гейтом партии остаются звучать только бочка и рабочий барабан, т.е. самые громкие всплески амплитуды, в то время как все что находится между этими всплесками – вырезается. В самом плагине на дисплее это выглядит так:

Gate подавляет пики, находящиеся ниже порога Treshold. Подавленные пики не обведены белой каймой и изображены более темным цветом.

Treshold и Return

Давайте подробней разберем все, что происходит сейчас в плагине. Остановим внимание при этом на самых важных параметрах Gate’a – параметрах Treshold (порог) и Return (возврат).

Я поставил значение «Treshold» в -7,65 db. Это – порог срабатывания моего гейта, то есть его «заслонки. Мощный сигнал выше этого порога способен ее «пробить» и мы его обязательно услышим.

Семплом, на который я применил эффект «Gate» являлась барабанная партия. Результат применения гейта – все мощные всплески (бочка и рабочий) были пропущены, в то время как недостаточно мощные хай-хеты между ними, – заглушены. Их, кстати, прекрасно видно на скриншоте вверху. Пара более темных серых пиков в лакунах между более светлыми и большими пиками – это и есть заглушенные хай-хеты.

И немаловажную роль в данном случае сыграл также параметр «Return» (возврат), который определяет момент, когда наш гейт (заслонка) закроется. Другими словами, если наш Treshold – -7 (давайте округлим до семи), а Return – 10 db, гейт откроется тогда, когда всплеск амплитуды минует порог в -7 db, а закрываться будет тогда, когда амплитуда пойдет на спад и проскочит отметку в – 10 db.

Две оранжевые линии, пересекающие пики на дисплее плагина – это и есть наши самые главные параметры в гейте: Treshold (верхняя линия)  и Return (нижняя линия).

Экспериментируем

Для того, чтобы в полной мере почувствовать все происходящее, давайте поэкспериментируем.

Поверните значение ручки Return до 0. Поднимите Treshold до такого уровня, чтобы через него проходили только самые высокие пики. В этот момент вы скорее всего услышите странное прерывистое поведение сигнала, весьма резкое и почти что дребезжащие. Это происходит потому, что сигнал моментально включается и моментально выключается в то время как сигнал проходит через единственную образовавшуюся линию Treshold/Return. Поднятие параметра Return сразу же придаст обрабатываемому сигналу более ровное и натуральное звучание.

Параметр “Return” выкручен в ноль, и это порождает странный “дерганный” эффект на выходе.

Attack (атака), Hold (удержание) и Release (релиз)

Что это за звери такие?

Attack – это атака гейта. То есть это время срабатывания нашей заслонки. Меньшее значение ататки означает, что наша «заслонка» будет быстро и яро убираться с места, как только уровень сигнала превысит Treshold. Очень быстрая атака способна внести в звук ощутимые трески, клики и не натуральную прерывистость. Редко когда этот параметр опускают ниже 3,50 ms, которые выставляются в нем по умолчанию.

Hold и Release – родственники, поэтому я описываю их вместе а не по отдельности. Оба эти параметра отвечают за то, как долго наш гейт будет оставаться открытым после того, как свершится этап «Attack», описанный ранее.

Hold определяет минимальное количество времени, которое Gate будет оставаться открытым, в то время, как Release – это параметр, определяющий скорость его закрытия.

Flip

Этот переключатель переворачивает в гейте все с ног на голову. Т.е. теперь сигнал НИЖЕ порога Treshold будет пропущен, в то время как все что выше Treshold будет немилосердно подавлено. Отличный трюк, который может быть очень полезным в креативной обработке лупов ударных, перкусий, и тому подобного материала, кроме того подобная обработка может классно дополняться sidechain’ом.

Забыли что такое sidechain? В одной из статей я о нем уже упоминал в статье об Auto Filter (кликабельно).

Floor   

Gate может не до конца «убивать» амплитудные всплески не дотянувшиеся до treshold. Громкость этих заглушенных звуков может быть отрегулирована при помощи данного параметра. В нынешнем значении – 40 db не пропущенные гейтом звуки едва-едва слышны. Убрав это значение в минус бесконечность вы добьетесь их тотального заглушения, что может быть весьма неплохим эффектом для использования на Send и Return каналах, или непосредственно на дорожках… весьма драматично получится.

Sidechain

И, наконец, секция Sidechain позволит привязать срабатывание гейта к какому-либо стороннему сигналу. Обычно это бочка, или любая другая постоянная ритмическая пульсация. Опять же, в деталях механизм sidechain’а описан в статьях об Autofilter и о Compressor’e. Применив его на Gate, вы можете, к примеру, сделать из монотонного пада клевую прерывистую пульсацию. Попробуйте также понажимать в таком случае Flip.

Lookahead – это компенсация. Использование Gate будет всегда своевременной и без задержек благодаря алгоритму «предсканирования» амплитуды обрабатываемого файла. Диапазон этого «предсканирования» и компенсации указана в одноименном ниспадающем меню.

Вот и все по гейту на сегодня!

Дорогие друзья! Прошу вас репостить и расшаривать мой контент с сайта – пусть мой бесплатный и качественный материал увидят как можно большее количество людей! Все нужные кнопочки для расшаривания находятся чуть ниже данного поста – перед комментариями. =)

С Уважением и пожеланиями успехов в творчестве, Wolfframe