Looper в действии

 

image

Итак сегодня, 5-го марта вышла официальная 9-я версия Ableton, но мало кто ею пока что насладился, потому что сервер не выдержал наплыва всех желающих ее скачать. =) Пока трудолюбивые немцы восстанавливают работоспособность сайта, давайте-ка разберемся с еще одним весьма любопытным плагином, который присутствует и в 8-й и в 9-ой версиях.

Это Looper, который является отличным инструментом для живых импровизаций и выступлений. Данный девайс будет главным образом интересен тем, кто владеет каким-либо живым аккустическим инструментом, имеет на столе синтезатор, или бит-боксерам. Looper способен залуплять зацикливать ваши пассажи прямо налету и накладывать их друг на друга.

Звучит круто, не так ли?

Окей, поначалу может покажется странным, что команде Ableton понадобилось вводить в 8-ю версию программы лишний эффект под названием “Looper” (от англ. loop – петля, цикл). В конце концов, разве Live уже не зарекомендовала себя монстром по созданию и обработке «лупов»? В том же режиме сессии это можно делать, вооружив на запись аудиодорожку, кликнув на слот, затем сделать запись, и вовремя нажать стоп. Гхм… Правда, манипуляции довольно громоздкие и требуют свободных рук. В этом-то и дело!

Looper появился здесь потому, что у некоторых музыкантов, в спешке записывающих свои лупы с использованием инструментов и голоса, есть определённые требования, которые доселе не были учитаны в программе.

Последние годы для создания «лупов» многие пытались использовать Live, пытаясь приблизить его функциональность к известным «железным» луперам, для чего им  приходилось идти обходными путями и выполнять рутинную работу.

Вместо того, чтобы давать исчерпывающее описание каждой функции устройства (соответствующая глава в мануале Ableton Live весьма обширна, и я переведу ее чуть позже), я покамест сосредоточу ваше внимание на том, как просто взять и применить его на практике. Таким образом вы получите достаточно полное представление об этом эффекте.

Чтобы как можно скорее увидеть Looper в работе, вставьте его на пустой трек и обратите внимание на огромную кнопку “Multi-Purpose Transport” (проще говоря – Rec-button):

image

При первом запуске на ней высвечивается значок «записи». Приготовьте трек для записи и просчитайте в голове желаемый темп. Не включайте воспроизведение в Live, просто начните просчитывать ваш темп в микрофон («1, 2, 3, 4») и одновременно кликните по большой кнопке. После одного или двух тактов снова нажмите на кнопку – вы сразу заметите, что произошло кое-что интересное: во-первых, заработал секвенсор Ableton, и вы слышите «луп», который насчитали.

image

Перейдите к секции управления темпом и включите метроном. Программа настроила свой темп в соответствии с длиной лупа, который вы только что записали. Круто, да?

Теперь взгляните на кнопку «Многоцелевого транспорта» и на ряд маленьких значков прямо над ней. Значки всегда будут сообщать вам, в каком режиме вы находитесь в данный момент. Сейчас вы видите, что подсвечен знак плюса, говорящий вам, что вы в режиме наложения (Overdub). Любой дополнительный сигнал, который вы подаёте в эффект, будет накладываться на «луп».

image

На большой кнопке высвечивается значок “Play”. Нажав на неё, вы остановите наложение, перейдя в режим воспроизведения. Многократными нажатиями вы сможете переключаться между этими двумя режимами, то накладывая дополнительные слои звука, то просто прослушивая запись.

Наконец, двойным щелчком по большой кнопке вы остановите Looper без остановки секвенсора.

Итак, теперь, после поверхностного обзора некоторых возможностей нового эффекта, вы должны представлять себе, на что способен этот малыш. Но зачем мы снабдили одну кнопку таким набором функций?

Все просто. Для того, чтобы музыкантам было по-настоящему легко управляться с этим плагином с помощью миди-педали. Просто настройте вашу миди-педаль на управление этой кнопкой, и больше не потребуется никаких конфигураций: вы можете свободно импровизировать, записывая «лупы» на ваш вкус.

Примечание: это какг бэ намек на то, что для полноценной работы с looper’ом необходима миди-педаль. (700 рублей)

Если в ходе записи вы ошиблись, нажмите на педаль и держите её нажатой в течение двух секунд, чтобы отменить последнее действие или, уже после, выполнить его повторно. В режиме остановки удержание кнопки в течение двух секунд полностью очистит Looper.

Возможностей для конфигурации множество. Перед тем, как перейти к следующему эксперименту, остановите секвенсор и нажмите на кнопку “Clear”, чтобы очистить Looper.

Скажем, вам нужно сделать так, чтобы второе нажатие на кнопку записи приводило вас не в режим наложения, а в режим воспроизведения. Переведите взгляд правее на надпись “Record <x bars4 Then < 4”.

image

Нажмите на плюсик рядом с надписью, и он изменится на знак воспроизведения – задача решена. Или попробуйте поменять “x bars” на “2 bars” (2 такта). Теперь вы можете запустить в Ableton Live метроном или «драм-луп», а одним нажатием на большую кнопку включите запись на два такта, после чего устройство автоматически перейдёт в следующий режим.

Ниже находится опция “Song Control” (управление проектом). Представьте, что двойным щелчком вам нужно остановить не только Looper, но и все «клипы», играющие в секвенсоре Live. Просто выберите “Start & Stop Song”.

image

С промощью одной педали вы можете начать записывать «луп», одновременно с этим автоматически запустить секвенсор на воспроизведение заранее записанных «лупов», наложить дополнительные слои, а затем полностью остановить весь трек!

Вы уже наверняка догадались, что некоторые функции эффекта можно квантовать так же, как «клипы» в секвенсоре. Поэтому под кнопкой записи размещено меню “Quantization”. Это очень полезная функция, позволяющая привязывать начало воспроизведения или записи к началу такта:

image

 

Опция “Quantization” также влияет на работу кнопок ускорения и замедления.

Рядом с регулятором скорости “Speed” вы обнаружите кнопки со стрелочками, направленными вверх и вниз.

image

Они используются для ускорения или, наоборот, замедления скорости вашего «лупа» в два раза – на миди-педалях очень распространённая фишка. Как и на «железных» аналогах устройства, изменение скорости «лупа» повлечёт за собой изменение высоты его тона (так же, как у секвенсорного «клипа» в режиме “Repitch”).

Об этом будет свидетельствовать регулятор скорости, отображающий изменения высоты в полутонах. С помощью этого плагина можно создавать самые сумасшедшие текстуры «лупов», записывая их элементы на разных скоростях. Запишите гитарный «луп», опустите его на октаву и наложите на него новый слой. Затем поднимите их на две октавы и включите “Reverse”. Наложите дополнительный сигнал, затем верните скорость на первоначальное значение и выключите “Reverse”.

Прополоскайте, повторите, выдерните шнур, выдавите стекло :)

Если вы хотите изменить длину «лупа», не трогая его скорость, используйте кнопки “÷2” и “x2”, которые находятся чуть выше:

image

Во избежание необратимых последствий на всякий случай заранее сделайте резервную копию «лупа». Для этого просто перетащите его на трек. (Warning! Какие сложные и многогранные можно таким образом изготавливать лупы. У вас еще не загорелись глаза?!)

Теперь, когда ваш «луп» проигрывается плагином, нажмите на кнопку “х2”, и его длина увеличится в два раза, позволяя вам накладывать новый сигнал в два раза дольше, чем длительность оригинального «лупа». Кнопка «÷2» разрежет «луп» пополам, выбросив вторую половину. Помните, что теперь функция «х2» не восстановит прежний «луп»,а просто продублирует новый усечённый отрезок.

Также имейте в виду, что команда отмены действия в самой программе не сможет вернуть «луп» к первоначальному виду.

Используйте кнопку “Undo” на самом «лупере», которая может отменить только последнее действие. К счастью, вы всегда можете перетащить «клип», сделанный в Looper, из режима сессии или аранжировки обратно в устройство, и тем самым вернуться к тому, с чего начали.

Я уверен, что есть ещё множество других способов применения «лупера», о которых вам ещё предстоит узнать. Не бойтесь экспериментировать, и вы увидите, что из этого получится! Дерзайте!

Мне очень интересно узнать о результатах ваших экспериментов и о впечатлениях от моих статей, поэтому не забывайте писать ваши мысли и соображения в комменты! Спасибо за внимание, товарищи! =)

С Уважением, Wolfframe

  • Mr. Frenkie

    Вот это я понимаю! Это вам не что-нибудь и не туда-сюда, как нибудь! Нормально и доходчиво. Спасибо

    • wolfframe

      На здоровье, Mr. Frenkie! Очень рад твоему отзыву!)

  • Andrewshartner

    Дима, ты молодец! Спасибо большое! Хочу пожать тебе руку!

    • wolfframe

      Спасибо!) Тоже жму тебе руку =) Ща готовятся небольшие видеокурсы – подключаю новый формат. =)

      • Amrax

        Буду следить за анонсами.
        вроде подключил уведомления.а они в каком-то странном виде приходят((((

    • Amrax

      Тоже с удовольствием пожал бы руку.
      год пытаюсь работать в AL.вижу сильная прога.минималку освоил.а вот с эффектами никак…вот убейся и всё.
      каждый раз заходил в looper.тык-мык..тудым-сюдым …нос вспотел…нервы сдали и ухожу.
      а вчера нарвался на этот сайт.сидел допоздна.много чего полезного черпнул.
      теперь дела мои пойдут в гору.))))
      вот ещё разобраться бы с Beat Repeat)))
      СПАСИБО большое!!!

  • Tunnel Blanced

    чувак,самый лучший сайт в русском интернете по эйблтону, “хочу пожать тебе руку!” [3]