Midi-Effect Scale: тональность автоматом

 

Пришло время описать плагин, который будет полезен новичкам и тем, кто не уверен в своих знаниях нотной грамоты. =)

Снимок экрана 2013-06-13 в 14.16.39

Плагин Scale (Scale – гамма) позволяет вам корректировать наигранные вами ноты согласно установленным в данном плагине значениям.

Вы можете сообщить устройству Scale о том, что, к примеру, желаете чтобы каждая поступающая нота «ре#» моментально транспонировалась до ноты «ми». Или чтобы все входящие в устройство ноты «ми» атоматически опускались до позиции «до». И так далее.

Плагин скейл – своеоразный “корректор”, который пропускает через себя входящие сигналы миди-нот и меняет их согласно вашему пожеланию.

Да, таким автоматическим смещением нот можно было бы неплохо подшутить над клавишником, однако, у этого плагина есть и более серьёзное практическое применение. Если вы неважно играете на клавишных инструментах, не знаете гамм? Предстоит серьезная вечеринка (выступление в клубе) где для пущего эффекта было бы неплохо подыграть на клавишных и не облажаться?

Примените плагин Scale, и он сместит все неверно сыгранные ноты на правильную высоту соответствующей нужной вам тональности. И заодно загубит необходимость в нудных упражнениях и в обучении гаммам. =) (Поэтому не рекомендую начинающим злоупотреблять этим плагином, иначе ваш музыкальный слух рискует остаться в недоразвитом состоянии).

В Scale есть некая карта нот, которая выглядит как продвинутая сетка игры “сапер”.

Составление карты нот осуществляется с помощью сетки, состоящей из 156 квадратиков (12х13). В номинации “WTF-выглядящий-плагин”, похоже, явно лидирует именно Scale. В первый раз взглянув на этот плагин, народ часто входит в прострацию и старается забыть о нем как о страшном сне.

Ну а если присмотрется к плагину, и пощупать клавиши миди-клавиатуры, то станет понятно следующее – данное поле образовалось из наложения двух клавиатурных рядов по оси X (нижний) и по оси Y (боковой). Где X – входящие ноты, которые вы действительно нажимаете на миди-клавиатуре, а Y – ноты, в которые плагин их преобразовал, т.е. автоматически транспонируемые ноты. Посмотрите на схему:

Scale Plugin Review

Регулировать высоту ноты выходящей из плагина ноты можно, передвигая оранжевую клетку по вертикали.

Например, если мы переставим второй слева оранжевый квадрат выше (соответсвующий ноте C# “До Диез”), мы всегда будем слышать вместо нажимаемой ноты “до диез” (C#) ноту “ре”(D) (см. рисунок ).

Снимок экрана 2013-06-14 в 18.12.40

Таким образом, манипулирая этими оранжевыми клетками мы можем ввести в плагин Scale какую угодно гамму, какого угодно гармонического строя.

Вот, как, например выглядит в программе настроенная тональность “до минор” (C min):

Image(2)

Неторопясь и с расстановкой сопоставьте то, что задано в данной сетке с гаммой, которая предстает нам в любом мало-мальски порядочном самоучителе (картинка взята из “Самоучителя Игры На Клавишных” от Стива Эшворта):

IMG_20130617_002102.301

Ну а теперь особое внимание обратите на регулятор “Base“, который определяет ноту в самом нижнем левом углу сетки, т.е. основной тон, «базовую» ноту. Сейчас она установлена на на значение C, и введенная схема соответствует гамме до минор. Лишь подвигав данный регулятор мы можем транспонировать нашу схему до любой нужной нам гаммы. Например – A min или ля минор:

Image(3)

Эффект Scale на первый взгляд может показаться замороченным и требующим много времени на то, чтобы привыкнуть к нему. Возьмите на себя смелость хорошенько помучать этот плагин. Жмите клавиши (на миди-клавиатуре или на клавиатуре вашего компьютера) и передвигайте те оранжевые клетки, которые отвечают на нажатие индикацией. Вы быстро поймете, что позволит сделать вам плагин.

Давайте-ка рассмотрим еще один животрепещущий пример. Перед вами гамма до-мажор. Та самая, которая играется только на белых клавишах.

Image(4)

В качестве тоники (Base) выбрана нота «до» (С); таким образом, мы имеем дело с гаммой «до-мажор». Любая попытка играть на чёрных клавишах приведёт к тому, что миди-ноты будут транспонированы до ближайших белых клавиш гаммы «до-мажор».

Если параметр Base изменить на «соль» (G), мы превратим гамму «до-мажор» в «соль-мажор». Каждая клавиша на клавиатуре будет транспонироваться до соответствующей высоты в гамме «соль-мажор».

Не знаете гамм? Вы только начали играть на клавишных и совсем не разбираетесь в музыкальной теории? Не вопрос! Аbleton предлагает паттерны простых гамм в меню пресетов эффекта Scale. Загрузите какой-либо паттерн и крутите ручку Base, пока не отыщите нужную вам тональность.

Что еще? У нас есть параметр Transpose, который делает то же, что и эффект Pitch, то есть транспонирует входящие миди-ноты на установленное значение.

Image(5)

Параметры Range и Lowest определяют диапазон высот, в котором будет работать эффект Scale (эффективный диапазон начинается со значения в окошке Lowest (минимум) и простирается на число полутонов, отмеченное в окошке Range). Если вы выбьетесь из диапазона, рядом с индикатором Range загорится небольшой цветовой индикатор.

В ГАММЕ. Эффект Scale способен удерживать в одной тональности не только вашу игру, но и результаты работы эффекта Random. Если из плагина Random выходит слишком много нот, не попадающих в вашу тональность, загрузите на трек эффект Scale и настройте его на нужную гамму – любая загулявшая нота из «рэндома» будет приведена в нужную тональность. Сочетая эффекты Random и Scale, можно создавать хаотичные арпеджиаторы, ритмический рисунок которых будет вписываться в вашу тональность. (Об эффекте “Рандом” мы поговорим в отдельной статье)

Image(6)

Кнопкой Fold вы запрещаете плагину выводить ноты, высота которых больше, чем на 6 полутонов отстоит вверх от высоты входящей ноты. Однако это не означает, что эти ноты просто исчезнут. Устройство просто понизит выбивающиеся из запрограммирвоанного вами ряда ноты на октаву.

Другими словами, если вы сделали так, что поступающая в устройство нота «ре» малой октавы (D3) преобразуется на выходе в «си» малой октавы (B3), активируя кнопку Fold, вы получаете ноту «си» большой октавы (В2).

Все выглядит очень радужно, не так ли? Однако, не забывайте, что все ноты, которые вы ввели, на деле отображаются в миди-клипе в первозданном, в не-хитро-транспонированном виде.

Т.е. воспроизведя эту партию без плагина “scale”, вы услышите именно ту лажу, которую ввели. Без волшебных корректировок. Это может вызвать некоторые неудобства.

Выходом из ситуации может быть перезапись на другую миди-дорожку всех генерируемых плагином нот. Метод прост. Вы создаете новую миди-дорожку, и записываете на нее уже откорректированную последовательность нот (для этого в меню коммутации укажите источник миди-сигналов для записи):

Снимок экрана 2013-06-17 в 12.36.22

На рисунке первая дорожка с Electric-инструментом обрабатывается Scale-плагином, переводя все ноты в до-мажор тональность. Я создал дорожку “2 Midi” открыл меню коммутации (если у вас подобного меню нет, то его можно вызвать оранжевой иконкой с “I-0” в левом нижнем углу), выбрал дорожку, с которой будет происходить запись, а затем нажал на “rec”.

Если присмотреться, видно, что ноты записываются на вторую миди-дорожку уже в откорректированном виде.  Этот прием работает и с другими миди-плагинами.

Удачи Вам в творчестве!

С Уважением, Wolfframe =)

  • Виктор Попов

    дмитрий хорошая статья толька 1 вопрос: это накладываеться на записываемую midi дорожку??)))))))))))))

    • wolfframe

      В начале накладываешь на миди-дорожку – а потом записываешь мелодию. С этим плагином на миди-дорожке все ноты преобразуются в нужную тональность (которую ты устанавливаешь в scale)

      • Виктор Попов

        лады понял))))))))))

  • Игорь

    Здравствуйте. А аналог этого “scale” есть в cubase???

    • wolfframe

      Chord Assistant или что-то в этом роде. Я, к сожалению, в Cubase не разбираюсь =)