Музыка из топора

Василий Филатов On Air

Вступление

10 ноября на «Винзаводе» в студии Main In Main проводилась лекция Василия Филатова «Музыка из Топора», в ходе которой этот опытнейший саунд-дизайнер, звукорежиссер, композитор, преподаватель Moscow Film School, продюсер и саунд-дизайнер студии SoundDesigner.PRO, рассказал о секретах данных профессий, продемонстрировал нестандартные решения звуковых и музыкальных задач, рассказывал о том, как ему видится нынешнее положение вещей в сфере отечественной музыки и звука. Данная лекция обещалась быть полезной для всех работников звука и музыки.

Я  был на этой лекции и оперативно фиксировал наиболее интересные моменты при помощи ноутбука, в онлайн-режиме перенаправляя заметки в свое сообщество: https://vk.com/wall-55172804_1611

В данном посте я хотел бы предоставить публике своеобразный конспект этой лекции, поскольку в предыдущем варианте он, конечно же, прошел мимо большинства моих читателей. Конспект не дословный и вольный, однако те, кто хотел попасть на эту лекцию и не смог, либо узнал о ней позже, составил о ней свое представление. Для лучшей читабельности конспекта по своей инициативе я использую некоторые иллюстрации, которые не являются частью лекции.

Итак, давайте перейдем к моему конспекту:

Профанация и перенасыщенность

Музыка, очевидно, стала весьма доступным процессом… производить ее стало очень легко. И очень много людей делают музыку, как говорится, «на коленках». При этом каждый второй мнит себя музыкантом, каждый первый — фотографом, но все это ведет к тому, что и те и другие генерируют очень много «мусора»… как не уподобится всем этим «творцам» и как избежать «мусора» в своем творчестве? Вот о чем эта лекция…

Благодаря перенасыщенности музыкального рынка, большинство обывателей не разграничивают действительно хорошую, даже шедевральную музыку от поделок и шлака. Показателен эксперимент, когда виртуозы с мировым именем, без объявлений и помпы, ради эксперимента выступали перед прохожими, и не получали от окружающих людей практически никакого отклика. No One Cares.

Палка о двух концах

«Источником звука может быть все что угодно, и все что угодно может быть основой музыкального полотна.» И во всем этом есть два момента: положительный и отрицательный. Положительный: богатство творческих изысканий, действительно богатая палитра звуков. Отрицательный: в силу большущего разнообразия звуков, автор легко может потерять в глубине и идейности. Крайне легко погрязнуть в разнообразии звуков, забыть о чувстве и идеях, в результате получившийся продукт получается без души, идеи, смысла… Это, к сожалению, тенденция.

Амон Тобин записывает Тигра
В процессе работы над альбомом «Foley Room», Amon Tobin записал и использовал множество самых разнообразных шумов, в том числе и рычание тигра.

Этот звучный стык

Музыка начинает развиваться на стыке саунд-дизайна и электроники. Сразу же после этих слов Василий Филатов вопрошает у зала: «Амона Тобина все знают, правда?»  -Да! — Раздается голос Вольфрама посреди гробовой тишины.

 

Торренты и обезьяна

«Кто никогда в жизни НЕ ПОЛЬЗОВАЛСЯ торрентами?» — зал снова молчит, но на этот раз очень уверенно. =)

Мы не ценим софт, который нам доступен в наших северных пиратских широтах.

Как следствие, в результате повального пиратства и очень легкого скачивания чего бы то ни было,  весь саундпродакшен утыкается в перебор пресетов того или иного синтезатора, вместо того, чтобы включать мозг и исследовать, глубоко осознавать процесс создания звука, музыки.

У нас широчайший выбор различного софта, вплоть до самых дорогих продуктов, но никакого желания изучать какой-либо инструмент более глубоко не возникает.

В результате большинство отечественных композиторов, выросших на пиратском софте и закачавшие себе на компьютер сотню плагинов,  имеют тенденцию производить эдакий «недопродукт», просто из-за своего поверхностного отношения к своим инструментам.

 

О вкусах — дискутируют!

Пагубно влияет на нашу музыкальную индустрию также ОТСУТСТВИЕ ВКУСА. Например, заказчик из киноиндустрии зачастую не отличает действительно хорошую, продуманную, четкую и  простую музыку от мазни и каши.

В результате мы зачастую имеем плохую и ужасную музыку в нашем кино и сериалах! А кто виноват-то в итоге? Нет, не заказчик, и не режиссер. Композитор. Он не пошел на диалог, на общение, с режиссером. Дело в том, что если есть диалог, есть общение, то ситуация с музыкой волей не волей выправляется, взаимопонимание тут — один из важнейших аспектов. (Если, конечно, это не те «люди», которые делают продукт по формуле «схавают».)

 

Молодые и талантливые

Молодые музыканты диджеи и фотографы, чаще всего НЕ ЯВЛЯЮТСЯ ИМИ. Они делают ИМИТАЦИЮ фотографий, музыки, диджей-сетов. Почему это происходит? Просто потому, что обладание камерой, обладание музыкальным софтом, и сотня состряпанных работ не являются показателем. Нужен БАЗИС. Нужен опыт, нужны наработанные часы, обстоятельная, придирчивая работа над собой и своим творчеством. По 6-8 часов работы ежедневно.

 

«Творцы» оправдываются

Замечены вредные отговорки так называемых «творцов», когда они предъявляют халтуру (в основном сейчас речь идет о кино, но и к другим областям это применимо):

— Ладно, никто этого не заметит! (Вот тут я, маленько не прописал виолончель, тембр синтезатора не вполне вписывается в концепцию, ну да ладно, кто это, нафиг, заметит?);

— Это такая задумка! (Сойдет за мировоззрение, это фишка, Я ТАК ВИЖУ! В результате — полную непрофессиональность списывают на «виденье»);

— Позже я это исправлю! (Вот трек. Сейчас еще сведение в не ахти, мастеринг быстрый, и баланс слегка неровный… ну уж ладно, потом доделаю);

— Это был не я! (Виноват хреновый мастер-инженер, или режиссер, например, картинкой композитору не подыграл. Ан нет, виноват все равно — композитор. Его задача — пообщаться с ними со всеми и избежать подобных промахов!);

 

Чистящие средства

«Чистящие средства», которые позволяют избежать вышеперечисленных ошибок:

— Жажда знаний;

— К чертям сон (но не сломаться при этом);

— Интернет — кладезь информации (обучайся, но следи за качеством, фильтруй шлак!);

— Найди авторитета (учись, подражай, следуй);

— Профильные мероприятия (расширение знакомств, обмен опытом);

— Наблюдательность (умение примечать детали),

— Расширять кругозор;

— Пунктуальность;

— Внимательность;

— Самодисциплина.

 

Главная цель

Цель звукорежиссера во время работы над картиной: используя музыкальные слои создать атмосферу, вовлекающую зрителя или участника в проект.

В качестве иллюстрации Василий приводит пример своей работы:

Для этого видео Василию пришлось не только тест-драйвить новый Porche и записывать извлеченные из него звуки, необходимо также было провести кое-какие исследовательские изыскания, для того, чтобы грамотно подобрать звук.

 

Издевательства над контрабасом

Следующая демонстрация творческого подхода к звукоизвлечению и музыке. На этот раз — «издевательства» над контрабасом, которые вылились в очень сильный, энергичный, самобытный саундтрек (Автор — Diego Stocco, http://www.diegostocco.com/) :

 

Издевательства над велосипедом

Парад вдохновляющих видео продолжается! На этот раз музыкант использует в качестве источника звука велосипед:

(Интернет — великая штука! На следующий день после публикации, запись вконтакте лайкает Johnny Random. Адрес его странички Вконтакте: https://vk.com/johnnyrandom)

 

Звучный магазин

Еще одна работа Василия Филатова: http://www.youtube.com/watch?v=jmCjBXtZT58
На этот раз рекламируется сеть магазинов «Республика»: http://www.respublica.ru/

Василий показал залу еще две версии этого ролика: в одной — лишь звук, в другом — лишь музыка… в действительности, конечно же, при просмотре становится очевидным, что одно без другого не работает.

 

Основные принципы

Далее Василий перечислил свои «принципы работы с подобной кастомайз-музыкой»:

— РАБОТАТЬ;
— Планировать время;
— Оставлять время на сон;
— Задавать Вопросы;
— Структурировать;
— Оптимизировать все процессы!

Делать все это:
Сейчас! Легко! Понятно! Просто! Удобно! Качественно! Вдумчиво! Вдохновенно!..

__Конец конспекта__

На экране высвятились контакты Василия Филатова

Ссылки на аккаунты и страницы Василия Филатова:

https://vk.com/basie

https://www.facebook.com/vasiliy.filatov

http://about.me/basie

http://signup.sounddesigner.pro/

Тема лекции не оставляет вас равнодушным, и вы горько сожалеете, что не попадаете на нее? Давайте поправлять осведомленность! Рекомендую поглядывать на анонсы лекций студии Main In Main: https://www.facebook.com/maininmainmoscow

С Уважением, Wolfframe

  • PavelSwitch .

    и во всем прав!

  • примеры лишний раз доказывают абсолютную беспонтовость происходящего.

    контрабас — напилил, потыкал вилкой, что получил в результате?
    беспонтовый псевдоэпик кухонного качества, как по звуку, так и по содержанию.
    а вот что получает профессионал и настоящий гений от музыки (сделайте скидку на форму, поскольку продукт нужен был масскультурный, для охвата мировой аудитории. слушайте саму суть)
    https://youtu.be/vSEAOXX0vYs

    велосипед — хспд, уберите видеоряд и не знайте на чем сыграно? чем пахнет эта «музыка»? правильно, криворуким школьником из фруктолупа.

    амон тобин. омг, величайший музыкант.
    да хоть пердеж это льва пусть запишет — музыка-то у него где?
    если афекствин (не к ночи помянут) умудряется многда делать реально шедевральшую музыку, то этот товарищЬ гонит откровенный штампованный шлак и когда его слушаешь — совершенно без разницы где у него звучит рык льва, а где пердеж.

    музыка должна быть первой и только потом все эти изыски с саунддизайном. никогда саунддизайн не заменит музыку.
    а когда пытаются это сделать — сами не замечают что играют откровенное вторичное барахло.
    ни школьник с терабайтом плагинов, ни амон тобин с пердежом льва гениальную музыку не делают.

    ханс циммер (не к ночи помянут) пошел к органисту и записал s.t.a.y.
    звучит ли в пиано данное произведение хуже? да.
    можно ли понять что играет гениальное произведение, даже в пиано-варианте? тоже да.
    а все потому, что сначала была музыка и только потом форма (саунддизайн)