Нужно ли Электронщику Музыкальное Образование?

Нужно ли электронищику музыкальное образование

Можно ли достигнуть серьезных результатов в музыке без музыкального образования? Считать ли его наличие обязательным условием для создания качественных треков? Действительно ли не окончившие музыкальную школу обречены быть “второсортниками” по отношению к тем, кто ее заканчивал?

Эти вопросы ни раз становились причиной серьезных баталий и споров на музыкальных ресурсах и форумах. В подобных спорах обычно присутствуют две непримиримые стороны.

Одних я называю “дилетантами”. Они считают музыкальное образование необязательным условием для создания качественной музыки. Они – приверженцы самостоятельного подхода к ее изучению.

Других я называю “академиками”. Они ратуют за то, что без музыкального образования достичь достойных результатов в музыке невозможно. Чаще всего это выпускники школ и консерваторий.

Сам я причисляю себя к лагерю “дилетантов”, и не комплексую по этому поводу. Мой “дилетантизм” никоим образом не мешает мне сотрудничать с исполнителями и выпускать во всех отношениях достойные релизы и треки.

И по вышеозначенному вопросу у меня есть свое собственное мнение, которое я хотел бы здесь озвучить.

Но для начала – экскурс в былые времена, который будет весьма наглядным примером того, как может проходить обучение типичного “дилетанта” от музыки.

Я начинал делать музыку, также как и абсолютное большинство, будучи совершенно неискушенным в музыкальной теории. Все что у меня было – это Pentium-200, примитивный софт и, конечно, желание (в начале Dаnce Ejay, а затем – Acid 2.0).

Моей главной творческой единицей были сэмплы, заимствованные из чужих композиций или из сэмпловых баз.

Над отобранными мною звуковыми кусочками я, в меру своих технических возможностей и знаний издевался: резал их, транспонировал (менял тон), перемешивал с другими звуками. Таким образом я составлял свой собственный музыкальный “коллаж”.

Мои первые музыкальные опыты были не слишком “правильными”. Частой ошибкой было несоблюдение тональности, нотная каша, примитивная структура, мелодия… Но!…

Самым главным в этой ситуации было то, что создание треков происходило достаточно быстро и захватывающе. Можно было успеть насладится результатом до того, как процесс становился утомительным и надоедливым. Вдохновение не успевало улетучится. Я не буксовал. А постоянное прослушивание и анализ треков моих кумиров направляли мое творчество в правильное русло.

Методом проб и ошибок, вслушиваясь в музыкальный коллаж, я буквально нащупывал “правильное” сочетание звуков, самой практикой выковывая свой музыкальный слух и чутье. Движущей силой была атмосфера, которую я бы хотел развивать в своем треке.

Буквально за три месяца увлеченной возни с семплами и с компьютером я уже мог похвастаться несколькими треками, которые довольно благодушно были восприняты моими друзьями. Их я демонстрировал, записывая специальные аудиокассеты. Держать их в руках само по себе было важным вознаграждением за мои труды! Я выслушивал ответную реакцию (была там и похвала, и суровая критика).

Благодаря всем этим казалось бы незначительным радостям и постоянным взаимодействием со своими первыми слушателями-друзьями, я “втянулся” в музыку.

Итак, сев за компьютер с творческим любопытством, без настырного контроля, я стал строить свое обучение так, как мне подсказывала сама практика. Обучение происходило стихийно, без предварительного плана, однако, – это обязательно нужно отметить, – с некоторыми пробуксовками, о которых я должен предупредить.

В один момент вдруг выяснилось, что я долгое время обходился без  возможностей программной автоматизации эффектов и VST-инструментов! (Это возможность программировать изменения параметров эффектов с помощью кривой. Например – постепенно делать эхо гуще, или добавлять/убавлять различные искажения к звуку.) Я просто не знал об этой функции.

Глупо было упустить это из виду, не правда ли?  А нужно было всего лишь заглянуть в файл справки и прочитать пару абзацев на английском!

После этого случая тут же последовал этап детального и более тщательного изучения программы. В дальнейшем я жалел, что не предпринял это углубленное изучение раньше.

Так что вот вам моя очевидная рекомендация: хорошо знайте софт, в котором вы работаете! Знание софта – фундамент вашего успешного музыкального творчества. Причем эта рекомендация работает как для “академиков” от музыки, так и для “дилетантов”.

Вместе с изучением многих ранее неизученных возможностей своей программы, я открыл для себя VSTi (виртуальные инструменты) – модули, которые загружаются в программу-хост, и эмулируют звуки синтезаторов, драм-машинок и прочих звуковых девайсов.

С открытием этих VST-инструментов и с применением Midi-дорожек, у меня начало постепенно проявляется чувство зажатости и неуверенности в нотах и их последовательностях, как и в принципах построения мелодий.

Без малейших знаний теории над каждым аккордом или мелодией приходится проводить уйму времени то и дело исправляя неправильности и недочеты.

В этот момент дилетанта может прийти в голову мысль, что посещение музыкальной школы или найм репетитора – все-таки неплохая идея.

При должной уверенности в своих силах, терпении, усидчивости, наличии инструмента это в общем-то и не повредит!

Но я-то в своем терпении и усидчивости уверен не был. Точнее – все, что так или иначе связано со школой с детсва вызывает у меня уныние и тошноты. Я был уверен в том, что мне не хотелось бы привносить в свое личное и любимое хобби очередного “учителя”. В 90% случаев они совершенно не умеют мотивировать ученика, при этом требуя денег за откровенную каторгу. Я думаю, что большинство со мной согласятся. Много ли хороших учителей вы встречали в своей жизни?

Поэтому дальнейшим моим шагом стало самостоятельное осваивание нотной грамоты посредством музыкального инструмента. Я купил себе акустическую гитару. Просто играя на инструменте, практикуясь, пытаясь подыгрывать своим любимым композиторам, я стал постепенно осваивать музыкальные закономерности и развивал свой слух.

Кстати, вашим первым инструментом не обязательно должна быть гитара, хотя она наиболее распространенна и “котируема” в молодежной среде. Более удачным решением для начинающего электронного музыканта я все-таки считаю покупку миди-клавитуры.

Дело в том, что фортепьянный ряд клавиш является более наглядным отображением нотных закономерностей, нежели гриф гитары. Играя и практикуясь в игре на миди-клавиатуре, вы постепенно будете вести себя более раскованно в мелодиях, усвоите музыкальную теорию, и, таким образом выйдете на принципиально иной уровень.

После освоения музыкальных закономерностей и наработки музыкального слуха, вам предстоят еще заботы о сведении и мастеринге, а также множество совершенно иных проблем. Но это вопросы для совершенно иных статей.

Сейчас же я хотел бы подвести итоги всему вышесказанному.

Первое: если даже у вас нет музыкального образования, серьезной проблемой для изучения и создания музыки это не является. Не только я так думаю. Например Джим Симмонс, основатель легендарной группы “Kiss” пишет в своей книге:

“Многие думают, что обязательным условием участия в рок-группе является наличие музыкального образования. Шокирующая новость: почти все популярные музыканты и исполнители, чьи CD вы обожаете и покупаете из года в год, скорее всего, не только абсолютно не знакомы с понятиями теории музыки и никогда не ходили в музыкальную школу, но и, вероятно, даже не знают нотную грамоту. Они просто играют или поют на слух. И это еще не учитывая тех успешных исполнителей, у которых слуха нет совсем.”

Второе: если вы начинаете делать музыку на компьютере без знания музыкальной теории, первое, чему вам действительно следует учиться – умелому обращению со своим софтом (программой). Для начала не бойтесь использовать сторонние сэмплы и звуки. Учитесь составлять из них хорошие музыкальные коллажи.

Третье: постигайте музыкальную теорию… через практику. Играйте на своем любимом музыкальном инструменте, подыгрывайте любимым исполнителям. Так вы будете учиться и тренировать свой музыкальный слух.

И не стесняйтесь вставлять партии, сыгранные на инструменте в свои треки! Какими бы кривыми и “неправильными” они не были, будучи привнесенные в трек, они дарят вам истинное удовольствие, которое и является главной наградой и одновременно мощнейшим ресурсом любого творчества!

Успехов Вам!

С Уважением, Wolfframe

P.S. Вам может быть интересен также материал “Создание Электронной Музыки: Дневник Новичка”, который также затрагивает тему данной статьи: http://wolfframe.com/sozdanie-e-lektronnoj-muzy-ki-dnevnik-novichka/

  • Soaring_man

    Как мне всё это знакомо :)

    • Тот же путь?)

      • Soaring_man

        абсолютно) сейчас читаю статью о том, как заканчивать треки, и узнаю все свои ошибки)

        • Аноним

          Статья вообще забавная получилась) Много откликов было на PromoDj – судя по всему у большинства такие же проблемы ;) P.S. Разбирался с новой системой комментов, извиняюсь за “многоликость”)

  • Casual

    Забавная статья :) Я в начале 2003х годов начинал с Dance Ejay 4 вплоть до 7й версии :) В 2009 узнал про Ableton и начал относиться к процессу написания музыки более серьезно. Начал изучать теорию музыки. Но так и не нашел ответ на свой простой вопрос – Как написать трек в одной тональности? :) Допустим, в тональности F. Это значит, что и бас и вся ритм секция должны играть с ноты F? И все аккорды начинаться с F? И пэды и т.д.? :) Или по каким-то отдельным инструментам определяется тональность всего трека? Не понятно…:)

    • Аноним

      Здравствуйте, Casual!

      Прошу прощения за промедление – обдумывал, как бы изложить эту объемную и сложную тему в одном комментарии, и все-таки решил написать статью на данную тему.

      Статья будет следующей. Я постараюсь рассказать о самом понятии тональности как таковой и о нескольких способах ее определения. Причем как способов ленивых, так и трудоемких (но весьма полезных).

      Как говорится, оставайтесь с нами, расскажу, как только структурирую материал и разложу по полочкам. И Вам удобней, и мне – приятней)

      Спасибо за советы! =)

    • Аноним

      Здравствуйте, Casual!

      Прошу прощения за промедление – обдумывал, как бы изложить эту объемную и сложную тему в одном комментарии, и все-таки решил написать статью на данную тему.

      Статья будет следующей. Я постараюсь рассказать о самом понятии тональности как таковой и о нескольких способах ее определения. Причем как способов ленивых, так и трудоемких (но весьма полезных).

      Как говорится, оставайтесь с нами, расскажу, как только структурирую материал и разложу по полочкам. И Вам удобней, и мне – приятней)

      Спасибо за советы! =)

    • Аноним

      Здравствуйте, Casual!

      Прошу прощения за промедление – обдумывал, как бы изложить эту объемную и сложную тему в одном комментарии, и все-таки решил написать статью на данную тему.

      Статья будет следующей. Я постараюсь рассказать о самом понятии тональности как таковой и о нескольких способах ее определения. Причем как способов ленивых, так и трудоемких (но весьма полезных).

      Как говорится, оставайтесь с нами, расскажу, как только структурирую материал и разложу по полочкам. И Вам удобней, и мне – приятней)

      Спасибо за советы! =)

      • Casual

        Очень хорошо, что вы ответили, Дмитрий. Статья это здорово, главное не упустить самый важный момент – «как оставаться в одной тональности при создании трека». Спасибо ,что делитесь свои опытом :)

        • Аноним

          Договорились ;)
          Спасибо, что читаете!

  • Casual

    Забавная статья :) Я в начале 2003х годов начинал с Dance Ejay 4 вплоть до 7й версии :) В 2009 узнал про Ableton и начал относиться к процессу написания музыки более серьезно. Начал изучать теорию музыки. Но так и не нашел ответ на свой простой вопрос – Как написать трек в одной тональности? :) Допустим, в тональности F. Это значит, что и бас и вся ритм секция должны играть с ноты F? И все аккорды начинаться с F? И пэды и т.д.? :) Или по каким-то отдельным инструментам определяется тональность всего трека? Не понятно…:)

    • Нет, разумеется не обязательно, чтобы все партии начинались с ноты фа! Во-первых, как правило любой трек всегда и написан в одной какой то тональности! Ну, могут быть отклонения в какую-то другую тональность, временные, но начинается и заканчивается композиция в одной тональности, обычно так. Во-вторых, что касается того должны ли все партии начинаться с тоники (то есть ноты фа в вашем случае с тональностью фа-мажор)? Нет, не должны! Тут главное соблюдать гармонические функции – тоника, доминанта, субдоминанта и т д. Потому что трек в одной тональности, не означает трек на одном аккорде! Если же речь идет как раз о треке на одной функции (тонике, то есть аккорде фа-мажор), то и тут совсем не обязательно, чтобы все партии начинались с ноты фа. Просто все должно звучать гармонично, не должно быть “левых” звуков не относящихся к данной тональности и данному аккорду (фа-ля-до – основные ступени аккорда) По поводу опредиления тональности – если фа-мажор (F), значит при ключе си-бемоль (параллельная тональность – ре-минор с таким же си-бемоелем вместо обычной си) Мажор значит звучание веселое, есть сказать более понятно. Вот и все. Тональность не опредиляется по каким то отдельным инструментам, она опредиляется по знакам при ключе. Но, в целом, если весь трек на одном тоническом аккорде, то и партии в основном должны опираться на звуки аккорда – фа-ля-до (+проходящие звуки), басы должны чаще всего должны подчеркивать ноту фа. пэды соответственно тоже тонический аккорд (но можно использовать обращение аккорда), остальные партии, тоже базироваться на основных звуках, ну где то можно использовать проходящие звуки. ну и закончить трек на ноте фа)

  • Какой ад творится с аватарками у меня сейчас =) Исправлю, не думал, что это так работает! =)

  • Павел

    Многое из этого сам прошел, и не без удоволствия смеясь прочитал статейку :)

  • Nikash

    Какую миди-клавитуру вы бы посоветовали в пределах до 15000 рублей ?

    • wolfframe

      Могу советовать только то, что пробовал сам) M-audio Oxygen или Axiom 25-61 или Akai MPK 25-61) Эти клавиатуры прекрасно поддерживаются аблетоном, в некоторых случаях – даже без установки драйверов.

      Первые мидюшки обладают мягкими клавишами, акаи – весьма тугими, так что выбирайте – что приятней на ощупь.