Основы субтрактивного синтеза с Retrologue (Конспект)

Семинар по синтезу

27 ноября проходил семинар  “Основы субтрактивного синтеза в Cubase 7.5”, который состоялся в офисе компании Yamaha Music (Russia). Выступал Никита Клименко, основатель и преподаватель stereoschool.ru

В программе этого семинара были заявлены следующие темы:

∙ Основы субтрактивного синтеза;
∙ Субтрактивный синтез в Steinberg Retrologue;
∙ Создание с нуля собственных уникальных тембров (bass, leads, strings, fx);

Я посетил этот семинар и записал основные моменты в своей обычной манере, так что теперь вы можете почитать вольный (и во многом дополненный) конспект этой лекции.

Поскольку лекция подразумевает демонстрацию множества всяких вещей на экране, и многие из них невозможно в полной мере на бумагу, данный конспект оснащен моими собственными скриншотами и замечаниями, в краткой форме описывающими работу того или иного модуля синтезатора Retrologue. Если в тексте присутствуют какие-либо ляпы, будьте уверенны их допустил я, Дмитрий Вольфрам в процессе долгой подготовки этого текста.

Retrologue от Steinberg

Далее о предмете разговора. Синтезатор Retrologue, который Ник Клеменко выбрал в качестве демонстрируемого, в этом плане обладает весьма наглядным интерфейсом и простотой. Его модули характерны для большинства субтрактивных синтезаторов. Всем желающим, повторить действия, описанные в статье,  рекомендую поставить полнофункциональную 30-ти дневную Trial-версию с официального сайта Steinberg или же использовать какой-либо свой синтезатор со схожим строением.

Данный конспект будет полезен главным образом тем, кто начинает свой путь в синтезе звука и хочет узнать чуть больше о создании конкретных звуков для того или иного стиля.

А теперь перехожу непосредственно к конспекту лекции. Приятного вам чтения!

НЕМНОГО ИСТОРИИ

По сути своим первым синтезатором являлся терменвокс, который изобрел весьма разносторонний и интересный человек Лев Термен в 1920-м году (Ник продемонстрировал именно этот ролик в своей лекции):

Прототип терменвокса был продемонстрирован в 1922-м году В.И. Ленину, который был весьма впечатлен этим аппаратом, и судя по холуйским отчетам, даже смог “самостоятельно сыграть на этом аппарате произведение “Жаворонок” Глинки.

Этот аппарат впечатлил практичного вождя только потому, что принцип терменвокса можно было применять для создания электрических сигнализаций.

Далее карьера Льва Термена пошла в гору и он начал работать над различной автоматикой, охранными сигнализациями,  работал на русскую разведку в США, и так далее и тому подобное, вплоть до репрессий, но это уже к делу не относится…

Привычные компактные синтезаторы

Громоздкие прототипы синтезаторов, появившийся к 50-м годам, и занимающие целые машинные залы мы не затрагиваем. После них появились “модульные синтезаторы”, ощутимо уменьшившиеся в размерах за счет применения в них транзисторов.

А к 80-м же годам появились вполне привычные нам компактные синтезаторы с клавиатурой, которые функционировали благодаря управляемому напряжению, а потому назывались “Voltаge Control Synth”.

Электричество и различные лампы/цепи в них делали эти синтезаторы весьма капризными участниками музыкального процесса. Например, синтезатор MiniMoog, как только его включали, редко когда звучал как надо, мало когда в начале работы “строил” звук.

moog_minimoog

Для комфортной работы необходимо было подождать некоторое время, чтобы он прогрелся и проснулся. Такие интересные капризы и характерные черты старых синтезаторов до сих пор являются предметом некоторого восторга и фетиша, и служат для многих фанатов “аналогового” звука ярким примером того, что старые синтезаторы с VCO (Voltage Controlled Oscillator) обладают “характером”, “душой”.

Цифровой Fm-ситез!

yamaha_dx7
Эра компактных аналоговых синтезаторов торжествовала, пока фирма Yamaha не выпустила свой легендарный DX7 в 1983 году. Он стал очень популярен преимущественно из-за низкой стоимости и компактности, стал одной из наиболее продаваемых моделей за всю историю существования синтезаторов.

В Yamaha DX7 впервые был создан совершенно иной принцип, который назывался FM-синтезом.

Один генератор волны мог изменять и модулировать по частоте другой. Всего генераторов, или как их называют “операторов” было 6, и существовало 32 различных способа их соединения для генерации каких-либо звуков.

Таким образом стало возможно получить совершенно новые, небывалые, тембры. Правда получение действительно красивого звука занимало приличное время, и результаты FM-синтеза предугадывать было очень сложно.

Одним из ярких примеров звучания DX7 – большинство музыкальных тем из фильма “Бегущий по Лезвию” авторства Vangelis.

Компания Native Instruments сделала свой VST-синтезатор FM8, подражая как раз возможностям DX7. Таким образом большинство звуков из легендарного синтезатора можно накрутить и на FM8.

Появление цифровых синтезаторов было целой новой эпохой, и одно время они были очень популярны и подвинули с музыкального Олимпа аналоговые приборы, пока вновь не явилась мода на “аналоговый звук” ближе к концу 90-х.

Виртуальные синтезаторы

Начиная с 99-го года Steinberg создали формат виртуальных инструментов (VSTi) и выпустил свой первый виртуальный синтезатор Neon, который был весьма скромным на вид:

Первый VSTi - Neon
Первый VSTi-синтезатор

Синтезатор Retrologue, который мы рассматриваем на этой лекции – один из последних синтезаторов Steinberg. С ним мы и будем постигать основы субтрактивного синтеза.

Стоит отметить только, что  имея понимание работы синтезаторов, хороший навык и продюсерский слух, практически с любым виртуальным синтезатором можно добиться любого результата, очень похожего на звучание аналоговых приборов. Множество современных продюсеров давно отказались от громоздких синтезаторов, полностью отдав процесс синтеза на плечи виртуальных синтезаторов.


 

ФОРМЫ ВОЛНЫ

В субтрактивном синтезаторе (тип “классического” синтеза, применяемый в аналоговых синтезаторах) имеются несколько наиболее часто используемых генерируемых форм волн:

Синусойда, треугольник, пила, пульс
Выбор волны

Каждая из этих форм волны могут преобладает в каком-либо конкретном музыкальном стиле, но, конечно, строгих правил нет.

Синусойда Sin

SIN (синусойда) – В огромных количествах стилей употребляется Sin-волна, т.е. синусойда, поскольку она является простейшей волной, ярко выраженной на конкретной частоте, ноте. Она идеальна для Sub-bass, и замечательно придает глубину любому синтезированному звуку. На высоких частотах она подобна нежному колокольчику, а потому ее любят в таком состоянии примешивать к совершенно различным видам синтезируемых звуков. То есть ее можно встретить практически где угодно. Снимок экрана 2014-12-02 в 18.25.42

TRIANGLE (треугольная) – Особое свое применение эта форма волны получила в Raggie и Dub-подобной музыке и ее ответвлениях. На низких октавах бас, созданный при участии треугольной волны звучит очень полно и глубоко. На высоких октавах треугольник дает “пищащий” звук, напоминающий 8-битную приставку.

Снимок экрана 2014-12-02 в 18.25.33

SAW (пила) – весьма одиозно звучащая сама по себе форма волны, которая чаще всего применяется в электро-хаусе и транс-музыке. Обладает довольно богатым спектром. Чистая пила является испытанием для ушей, но стоит ее начать отфильтровывать и подвергать различным модуляциям, как вы тут же услышите весьма интересные результаты. Пила идеальна для дальнейшей отфильтровки и с ее помощью можно получить как бас, так и глубокие пады, яркие лиды, отличные партии “струнных”.

Снимок экрана 2014-12-02 в 18.25.49

SQUARE (квадрат, или, если уменьшенная – пульс) – самая насыщенная по всему спектру частот форма волны, которая во многих синтезаторах сопровождается регулятором “Pulse Width“, т.е. ширина пульса. Звучание квадратной волны можно регулировать этим параметром. Он также имеется и в Retrologue. Очень много квадратной волны используется в таких стилях как Dubstep и Drum’n’Bass. Поскольку эта одна из самых насыщенных волн, она чаще всего подвергается фильтрации и из нее можно слепить очень и очень многое!

Пометка на полях: Знание этих предпочтений очень важно при создании звука!


ОСЦИЛЛЯТОРЫ

Осцилляторы – это генераторы волн.

Управление параметрами осциллятора в Retrologue
Вид на осциллятор 1 в Retrologue

Как и в любом ином синтезаторе, в Retrologue они тоже есть. И различные формы волны мы можем включать при помощи большого регулятора в секциях “OSC”:

Pulse Width in Retrologue

На этом скриншоте, кстати, включена как раз квадратная (square) волна. В таком положении регулятора становится активен вспомогательный регулятор “Pulse Width”, вращение которого изменяет характер звучания квадратной волны, позволяет получить иные, более “гнусавые” разновидности этого звука. Чтобы получить каноничную “квадратную” волну, обладающую хорошими басовыми частотами, нужно поставить этот регулятор в среднее положение.

Слева на секциях осцилляторов мы видим кнопку включения или выключения осциллятора – on/off:

Регуляторы Octave, Coarse, Fine в Retrologue

Рядом с этой кнопкой находятся параметры Octave, Coarse и Fine, которые отвечают за настройку октав, полутонов и тонкую настройку нот, выдаваемых осциллятором.

Параметр Octave позволяет быстро сменить октаву ноты. Coarse – настроить тон осциллятора в полутонах. Параметр Fine позволяет сделать тонкую расстройку ноты вплоть до центов (этот регулятор здорово помогает добавить объема и движения любому синтезированному звуку, если использовать два осциллятора одновременно, но об этом – позже.)

Настройка типа осцилляторов

Под регулятором выбора волны вы можете так же выбирать типы осцилляторов, где:

Single – обычный “одиночный” осциллятор:

Single-режим

Sync – этот алгоритм включает и синхронизирует два одновременно работающих осциллятора. Первый осциллятор, называемый ведущим (Master) генерирует колебания в обычном режиме, т.е. ведет себя как обыкновенный осциллятор. Второй осциллятор, называемый ведомым (Slave), генерирует колебания, фаза которых жестко связана с фазой каждого колебания ведущего осциллятора:

Снимок экрана 2014-12-02 в 18.16.13

Т.е. Slave-осциллятор сбрасывает фазу в ноль, и начинает новую генерацию колебания по окончании каждого цикла колебаний Master-осциллятора. Отсюда и название – “ведомое” колебание синхронизировано (Sync) с ведущим, путем жесткого сброса фазы.

Нам необходимо запомнить, что в этом режиме синтезатор может воспроизводить очень богатый гармониками синтетический звук, практически не используя другие осцилляторы в качестве Master или Slave.

При включении функции sync рядом появляется параметр “Shape”, он изменяет параметр pitch (тона) Slave-осциллятора. Рекомендую поиграться с этой функцией в вашем синтезаторе, чтобы понять как звучит этот алгоритм.

Cross – этот алгоритм предоставляет комбинацию двух осцилляторов, в котором master-осциллятор модулирует высоту тона Slave-осциллятора. Параметр Shape изменяет тоновое взаимоотношение между slave и master-осцилляторами, и в результате мы слышим звук, напоминающий частотную модуляцию, которая способная воспроизводить как ужасный шум, так и интересные тембры:

Сross

Multi – очень интересный режим. Подразумевает одновременный запуск с основным осциллятором до 8-ми (!) скрытых дополнительных осцилляторов. При этом появляется регулятор Detune, позволяющий их расстраивать (автоматически расстраиваются на довольно благозвучное звучание расстроенных осцилляторов, если, конечно, не пе рекручивать эту ручку). Чуть выше появляется регулятор, который позволяет выбрать количество дополнительных осцилляторов:

Multi

Саб-осциллятор

Sub-Oscillator

Также в Retrologue, прямо под двумя основными осцилляторами имеется так называемый Sub-осциллятор, который может звучать как квадрат, пила, или пульс, и который всегда звучит на октаву ниже, обеспечивая ваши звуки хорошей массивной низкой составляющей.

Генератор шума

Генератор шумов

Доступен также и генератор шума. Шум – это хаотичная волна, не имеющая постоянно повторяющейся структуры. Доступно четыре вида шумов: белый, розовый, белый Band-Pass, и Розовый Band-Pass (диапазонный фильтр, часто отфильтровывающий низкие и высокие частоты).


 

МИКШЕР ОСЦИЛЛЯТОРОВ

Все, что мы накрутили в каждом из осцилляторов можно в различных пропорциях смешать при помощи панели “Oscillator Mix”:

Oscillator Mix

Здесь же возможно включить “кольцевую модуляцию” (внизу – регулятор Ring). За счет перемножения двух звучащих осцилляторов можно получить звук с определенным гармоничным окрасом.

Мы рассмотрели осцилляторы и панель микширования осцилляторов. После того, как осцилляторы настроены, мы настраиваем ADSR-огибащую в панели AMP.  Т.е. мы настраиваем как громкость звука после нажатия на клавишу будет вести себя во времени.


ADSR-ОГИБАЮЩАЯ ГРОМКОСТИ

 

Огибающая громкости в Retrologue

В настройке огибающих громкости скрыто очень много интересных возможностей. Сама аббревиатура ADSR подразумевает четыре ступени развития громкости ноты во времени:

Attack, Decay, Sustain, Release – соответсвенно Атака (как резко звук появляется при нажатии пальцем на клавишу), Спад (как звук затем спадает после достижения “пика”), Сустейн (плато звука, громкость звучания при зажатой и удерживаемой клавише после Attack и Decay), и Релиз, т.е. то, насколько быстро звук уходит в небытие после того, как мы убрали палец с клавиши.

Простые ADSR-настройки в создании различных звуков

Есть простое правило, когда Decay стоит ниже чем Sustain, тогда – Decay не работает! Не стоит забывать этого!

Bass and Leads

Когда мы делаем какой-либо бас или лидирующий синт, нам следует соблюдать следующие основные моменты: нас интересует чтобы параметр Attack (A) и Decay (D) были близки к 0%, вся работа происходит с ручками Sustain (S) и Release (R). Причем R может быть немного приподнят над S.

Снимок экрана 2014-12-02 в 19.54.02

Это правило можно соблюдать для создания как лидов так и басов.

A на “0” а также очень низкая нота может стать причиной незапланированных щелчков, в случае появления которых, нужно подкрутить параметры A и R, параметры чуть-чуть подкрутить выше.

Короткие звуки “Poing”

Если мы делаем очень короткий звук, синтетический “пойн”, то нас, очевидно, интересует немного приподнятный D, и небольшой R:

Снимок экрана 2014-12-02 в 19.48.30

Pads and Strings

Если же мы создаем пэды или струнные, то A, D и R могут быть поставлены где-то в среднее положение, а S – на максимум:

Снимок экрана 2014-12-02 в 19.50.12

Таким образом у нас есть понимание, как настраивать огибащие ADSR под основные типы звука! Не забывайте закрепить эти знания на практике!

Данные настройки являются “средними статистическими”, именно с подобных очевидных настроек нужно начинать работу для создания звука того или иного типа.

Как только мы закончили настройку осцилляторов, их микшера, и ADSR, мы переходим к секции фильтрации.


 

СЕКЦИЯ ФИЛЬТРАЦИИ

Секция фильтрации в Retrologue

Данной секции в субтрактивном синтезе уделяется особое внимание, поскольку именно при помощи фильтрации мы, как скульпторы срезаем из синтезированных звуков ненужные частоты, и заставляем звук интересно и динамично звучать на каждой отдельной ноте.

Особое внимание нас тут же притягивает ручка “Cutoff“, отвечающая за яркость звука. Но прежде чем браться за фильтрацию нам необходимо определится с типом фильтров. Надеюсь, вы в курсе основных типов фильтров?

У нас есть:

Low-Pass (LP) – фильтр высоких частот,

Hi-Pass (HP) – фильтр низких частот,

Band-Pass (BP) – диапазонный фильтр,

Band-Reject (BR или Notch) – фильтр “выреза” диапазона.

В Retologue у нас доступны все эти фильтры причем с довольно интересными и порой экзотическими срезами (числами как раз эта “резкость” фильра и обозначается, чем число больше, тем “резче” фильтр):

Срезы различных фильтров в Retrologue

Использование фильтра высоких частот (LOW-PASS)

Итак, мы помним, что Low-Pass фильтр отфильтровывает высокие частоты:

Low-Pass - фильтр высоких частот

(Боитесь запутаться? Попробуйте просто для себя переводить “Low-Pass” как “низко-проходящий”. Т.е. фильтр как бы “проходит” через низкие, не трогая их, а фильтрует- то он высокие!

Та же аналогия с Hi-Pass. “Высоко-проходящий”. “Проходит” через высокие, а отфильтровывает низкие частоты!):

Hi-Pass фильтр низких частот

Такие фильтры как: LP24 и LP12 – довольно частые гости в аналоговых синтезаторах. И вообще Low-Pass – один из самых часто используемых типов фильтра.

Если нам необходимо сделать четкую и фильтрацию, мы выбираем LP24.

В случае если мы фильтруем яркий звук с обилием ценных высоких гармоник, нам следует выбирать LP12 как более щадящий.

В Retrologue доступен также непривычный для многих фильтр LP18, который подражает звучанию фильтра легендарной Roland TB303, синтезатору, известному своим кислотным звучанием.

Исторически LP18-фильтр – результат ошибки, случайного брака в производстве, однако звучание этого фильтра понравилось многим и прижилось.

Использование фильтра низких частот (HI-PASS)

Этот тип фильтра применяется чаще всего для создания лидов и пэдов.

Использование Notch или Band Reject-фильтров

Этот фильтр – “вырез”, некая лунка в частотном графике. Чаще всего используется для создания “движения”, некой модуляции на пэдах.

Использование Band-Pass фильтров.

Также применяется в основном для создания движения, и для примешивания тех синтетических звуков, чье присутствие необходимо в преимущественно среднечестотном диапазоне:

Band-Pass фильтр

Регулятор Resonance – это резонанс.

Resonanse

Чем он сильнее выкручен, тем более сильным будет “возвышенность”, эдакий “рог” на срезе фильтра. Чем он выше,  тем более “кислотным” будет призвук во время работы огибающей фильтра. Наглядно этот параметр можно продемонстрировать этим скриншотом:

Low-Pass Reso

Регулятор “Envelope”

Envelope

“Интенсивность” работы нашей огибающей фильтра, чем мы сильнее выкручиваем ручкe тем более яро и явно наша огибающая фильтра будет работать со звуком.

Функция Key Follow

Key Follow ФУНКЦИЯ

Функция применяется для того, чтобы наш фильтр звучал адекватно высоте ноты, которую мы нажимаем. Низкие басовые звуки подвергаются одной фильтрации, высокие звуки, взятые на клавиатуре, тоже подвергаются фильтрации но с адекватным смещением фильтра, он как бы “следует ноте”. Эта функция очень здорово помогает при программировании Strings.

Saturation и Distortion

Distrotion

В этом же синтезаторе есть сатурация и дисторшен, которые насыщают искажениями накрученные нами звуки.

Параметр Velocity возле ADSR фильтра:

Velocity

Данный параметр возле секции фильтрации подразумевает, что яркость ноты (т.е. параметр Cut off будет менятся в зависимости от силы нажатия – velocity). Если мы тщательно подберем velocity в имеющейся нотной партии мы можем привнести к нашим инструментальным партиям больше динамики и интереса!


 

ДАВАЙТЕ НАКРУТИМ ЭТИ ЗВУКИ!

Самый обычный трансовый бас. Можете использовать пилу. Вы должны следовать следующим инструкциям: опускаем ручку Cutoff вниз, добавляем побольше envelope, resonanse – по вкусу. На огибающей фильтра  A и S – потушены до 0%, а D – в среднем положении, а R – минимален. У нас получится простейший танцевальный басовый синтезатор.

“Диповый” бас, т.е. мягкий, без острой атаки. Вы можете использовать любую понравившуюся форму волны, но помните, что синусойда слабо подвергается фильтрации. Для его накрутки вы можете использовать Low-Pass 24db, бегунок Sustain (S) на 50%, остальные – в 0%, Env amount – по вкусу. Для более ярко выраженного цокающего звука можно добавить около 10-30% регулятора Decay.

“Whoop-bass”– весьма красноречивое название, когда басовый фильтр делает “воооп”, вкатывая высокие частоты. Естественно, подобный бас можно получить существенно увеличив атаку в секции ADSR-фильтрации.
Если вы добавите при этом больше параметра Reso, то появится более “кислотное” звучание. Данная разновидность баса у многих вызывает неоднозначное впечатление, поскольку его как будто сложно уложить в ритмический рисунок из-за “смазанной” атаки. Но решение как раз в том, что этот параметр атаки можно подрегулировать таким образом, чтобы она хорошо гармонировала с ритмом.

Массивные Strings. Для струнных чаще всего используется пила, ну а для придания нашим струнным “массивности” и многоголосия мы можем включить режим осциллятора multi, включить 8-мь осцилляторов с небольшим detune. Для того, чтобы у нас плавно и красиво открывался фильтр, нам нужно поставить параметры Attack и Decay на средние значения, параметр Sustain-на максимум, и довольно-таки высокок Release… чем выше параметры, тем движения фильтра будут происходить дольше и плавнее. В секции AMP нужно тоже поставить длинный Release, если мы не сделаем это, фильтрации просто негде будет развернуться!


 

LFO – ГЕНЕРАТОР НИЗКИХ ЧАСТОТ

Однако ясно, что если у нас не будет еще пары вещей, то все звуки будут друг на друга похожи. Нам нужны LFO и блок модуляции!

LFO в Retrologue

LFO (Low Frequency Oscillator) по-нашему именуется “Генератор Низких частот”. Эти частоты довольно-таки неторопливые, и используются в качестве модулирующего сигнала. Какая – либо волна, воспроизводимая этим генератором может быть назначена на определенный параметр нашего синтезатора. В результате назначаемая ручка параметра начинает следовать “колебаниям” генератора низких частот.

В Retrologue у нас есть возможность настраивать 2 LFO, которые находятся в соответствующей секции.

Параметр Wave позволяет выбрать различные формы низкочастотных колебаний. От привычной синусойды до пульса. Также добавлены две “хаотичной” волны, которые генерируют случайные колебания.

Параметр Rate управляет частотой колебания LFO.

Включение Sync позволяет настроить LFO таким образом, что его колебания следовали темпу нашего проекта.  В таком случае Rate будет показан в метрических единицах – нотах/на такт. К примеру 1/4 означает, что колебания будут совершаться с частотой равным четырем долям такта.

Shape позволяет искажать довольно типичную волну причудливыми способами. Как именно она будет искажаться зависит от выбранной волны.

Самые часто модулируемые генератором низких частот параметры:

– Pitch;

-Volume;

– Cut Off.

Но также очень интересный звук можно получить, если отправить LFO модулировать параметр Shape.


 

МАТРИЦА МОДУЛЯЦИИ

матрица модуляции в синтезаторе

Матрица модуляции как раз и позволяет нам назначать LFO1 в качестве “колебатора” какого-либо параметра. На скриншоте вверху в графе “Source” (источник) поставлен LFO 1. Параметр Offset сдвинул фазу волны (она теперь стартует не с ноля, а с пика волны).

В графе modifier я назначил LFO2 в качестве дополнительного “модификатора” для волн, подаваемых с LFO1, и я получил более сложные и интересные колебания модуляции. Здесь можно указать еще великое множество параметров, использующих огибающие.

Бегунок Depth регулирует силой колебаний.

В Destination мы указываем параметр, который будет модулироваться совокупной сложной LFO-волной. Это срез фильтра “Cutoff“.

Как вы видите, можно задавать до 10-ти различных “модуляций” в нашем синтезаторе. Слева доступно включение дополнительной второй панели модуляции:

Снимок экрана 2014-12-03 в 17.23.55

Для создания “живых” и подвижных лидов и пэдов нам необходимо как раз пользоваться матрицей модуляции. Здесь чаще всего один из LFO начинает влиять на параметр Cutoff, таким образом происходит плавное движение фильтра вдоль извлеченной ноты, что вызывает ощущение полета в пространстве. Если настроить LFO работать синхронно с темпом композиции, то можно получить очень музыкальное и ритмичное движение на любом звуке.


 

БЛОК ЭФФЕКТОВ

В синтезаторе Retrologue доступны также такие базовые эффекты как Delay и ChorusFlanger):

Chorus Modulation in Retrologue

В блоке “модуляции” (mod) содержится эффект “Chorus” и “Flanger“, добавляющие к итоговому звуку не только некоторое “воздушное” движение, но и объем или “жирность”. Принцип работы этих эффектов основан на примешиванию к исходному сигналу копий с небольшой задержкой или опережением.

Регулятор “Mix” позволяет руководить интенсивностью этого эффекта. Этот эффект часто был на старых аналоговых синтезаторах. Встроен он и здесь.

С этими эффектами нужно быть осторожными, поскольку они часто могут становится причиной появления “мутного” звука особенно на низких частотах.

Также доступны и “задержки”, т.е. Delay. Те самые эффекты классического “эха”, которые могут ритмично и постепенным затуханием повторять наши звуки:

Снимок экрана 2014-12-03 в 17.25.35

Оба этих эффекта могут работать одновременно. Доступен также выбор Type (типа) обоих эффектов. Если вы хотите больше узнать о работе этих эффектов, вы можете почитать статьи про chorus и delay на моем сайте. Главным образом они будут интересны людям, работающим в Ableton Live.


 

СЕКЦИЯ VOICE – МОНО или ПОЛИФОНИЯ?

Mono или Poliphonic

В секции Voice мы можем управлять режимом синтезатора. Монофонический синтезатор характерен тем, что он не может воспроизводить несколько звуков сразу. Только один звук единовременно. Этот режим полезен для баса и для арпеджио. Его можно включить “mono” тумблером.

Полифонический режим “poly” полезен тем, кто желает работать с падами, струнными, аккордами. Теперь вы можете играть многозвучия.

Нам необходимо также особо выделить параметр “glide”, который позволяет нотам “скользить”, плавно (или не очень) перетекать по своей высоте друг в друга без перехода. Этот прием игры в классической музыке называется “легато”. Время “скольжения” регулируется кнобом “Glide Time“.


СЕКЦИЯ MAIN

Секция Main в Retrologue

И, наконец, последняя секция позволяет управлять параметрами итогового звука, результата всех наших манипуляций.

Volume – управляет итоговой громкостью.

Tune – позволяет тонко расстроить синтезатор, работающий по “классическому” строю ноты “ля” в 440hz.

Octave – поменять октаву исходящего звука;

Rnd Pitch – “случайная расстройка”, нота будет “плавать” при каждом срабатывании и не попадать в строй.

Pitchbend – настройка работы колеса модуляции высоты тона на миди-клавиатуре.

 


 

ИТОГИ

В этом довольно объемном конспекте мы разобрали принципы работы синтезатора Steinberg Retrologue. В целом он мало чем отличается от типичного  VSTi субтрактивного синтезатора, поэтому все, что вы почерпнули в этой статье вы можете применить и в своем любимом софте.

Остается подвести итоги, дать небольшие практические советы по созданию звука, или же по его “накрутке”.

Прежде всего вам необходимо отталкиваться от самых очевидных характеристик нужного вам звука. Определитесь с формой волны, интервалом осцилляторов (если их два), ADSR огибающей звука, настройками фильтра, а затем огибающими фильтрации… если мы нуждаемся в модуляции – мы начинаем экспериментировать с матрицей и LFO. Затем в бой идут эффекты.

Для креативного более яркого звука вы можете использовать эффекты Distortion или Saturation, для атмосферности – Reverb. И не забывайте о добром помощнике любого саундпродюсера – параметрическом эквалайзере.

Все вместе даст вам возможность создать любой фантастический звук!


Автор лекции – Никита Клименко (основатель stereoschool.ru)

Автор конспекта – Дмитрий Wolfframe (владелец сайта wolfframe.com)

В stereoschool.ru вы можете научится продвинутому синтезу и саунддизайну:
http://stereoschool.ru/courses/sound-design.html

  • Сергей Платицин

    Бесценная кладезь знаний! Спасибо большое!

    • wolfframe

      Сергей, если интересует синтез – есть еще два мануала по Analog и Operator, которые на этом сайте раздаются за подписку (в правом верхнем углу “подарки”). Впрочем, Вы наверняка это уже скачали =)

      • Сергей Платицин

        Да, я подписан еще с самого начала, мануалы очень пригодились в свое время)

        • wolfframe

          Супер! =) Очень рад помочь!

  • povolockiy

    классно! прочитал все с удовольствием

    • wolfframe

      Спасибо =)

  • Костя

    Спасибо, полезный гайд, где можно еще почитать про синтез, сэмплинг и обработку? Для тех кто с нуля..

  • Андрей SveZr

    Мануал по синтезу прекрасен: все четко и без воды. Мне бы в свое время такой попался бы.

    Вопрос не по теме (да и отличная тема для статьи): много ли существует синтезаторов с настраиваемой матрицей модуляции? Я увлекаюсь Propellerhead Reason 8, синтезатор Thor (начиная с 5 версии он неизменен) имеет приятные возможности, там можно модулировать все и вся, даже работать с входящим аудио-сигналом. Интересуюсь vst-синтезаторами с подобными функциями

  • Chudovische

    “Одним из ярких примеров звучания DX7 — большинство музыкальных тем из фильма «Бегущий по Лезвию» авторства Vangelis.”
    Это неверно.
    Этот саундтрек – яркий пример звучания другого синтезатора Yamaha – CS-80.
    Да, и еще DX7 вышел в 1983 году, в то время как фильм – в 1982.

    • wolfframe

      Принято! Вы правы, я не прав. Возможно также сам Никита ошибся на лекции, но сейчас уже не упомнить.