Просто Simpler

 

image

SIMPLER

Симплер – это вообще любопытный инструмент. И название у него говорящее. Это простой… сэмплер. И как с большинством невзрачных на вид плагинов в программе Ableton, симплер часто становится недооценённым и часто игнорируемым пользователями. Что, доложу я вам, весьма несправедливо.

Данный инструмент раскрывает всю свою мощь только в том случае, если знать как его использовать. Звуки, которые можно из него извлекать, используя все имеющиеся в нем секции, могут поражать воображение, в особенности если грамотно использовать цепочку эффектов обработки.

Симплер отображаться также в Drum Rack как только вы щелкаете мышкой на какой-либо слот с добавленным в него звуком.

Таким образом незнание всех возможностей симплера – весьма ощутимый пробел, который сулит потерю огромного количества дополнительных возможностей в поисках и подборе звука.

Итак, принцип работы с симплером прост: вы загружаете в него некий звуковой фрагмент, и данный плагин начинает транспонировать его по нотному стану. Т.е. распределять его по полутонам вверх и вниз по клавиатуре от до первой октавы. Изменения тона достигаются путем замедления или ускорения проигрываемого семпла.

Для того, чтобы ощутить эффект транспонирования на своей шкуре просто добавьте его на пустую миди-дорожку, загрузите в него звук простым перетаскиванием а затем попробуйте потыкать клавиши своей клавиатуры a-s-d-f-g-h-j-k (до-ре-ми-фа-соль-ля-си-до соответствующие белым клавишам) и w-e (до диез, ре диез) t-y-u (фа диез, соль диез, ля диез соответствующие черным клавишам клавиатуры). Кстати, переключаться вверх-вниз по октавам можно нажимая кнопки “Z” и “X” соответственно.

П.С. Не забывайте, пожалуйста, в случае использования своей “родной” клавиатуры компьютера включать соответсвующую функцию в правом верхнем углу экрана:

image

Велика вероятность того, что вы не будете впечатлены звучанием транспонируемого таким образом семпла. Без дополнительной обработки семпл транспонируется весьма неестественно – это слышно как только вы захотите перейти на октаву выше или ниже. Однако не зря нам дано огромное количество манипуляторов, которые и помогают добиться весьма интересных эффектов.

Давайте подробней рассмотрим его интерфейс, и заодно почувствуем всю силу этого плагина, ибо в процессе он будет постепенно раскрывать все свои возможности.

Управление воспроизведением семпла.

Венчает интерфейс плагина его графическое окно, в котором отображается амплитуда загруженного семпла:

image

Если вы наведете мышь на это окно, курсор превратится в лупу, которая даст вам возможность приближать и отдалять амплитуду с целью рассмотреть ее поближе.

Прямо под амплитудой внизу вы можете разглядеть некие цифры прямо над шкалой времени. Они позволяют определить вам время звучания семпла в миллисекундах.

Фишка: в то время, когда вы работаете в Drum Rack и настраиваете хитрый сайдчейн, работающий от звучащей в нем бочки, или же вы просто желаете сделать бочку плотнее при  помощи компрессора, в таком случае вам будет гораздо легче и удобней определить временной диапазон для настройки параметров attack и release.

Обратите внимание также на два маркера по бокам графического интерфейса. Это стартовый и финишный маркер, передвигая которые вы задаете область семпла, над которой будут проводится дальнейшие манипуляции.

Пришло время обратить внимание на секцию, которая находится левее под графическим интерфейсом симплера. Я о той секции, которая содержит в себе следующие параметры:

image

Итак, по порядку:

Параметр Start определяет время, с которого начнется воспроизведение семпла (задается внутри той области, которую вы задали стартовым и финишным маркером).

image

Параметр Leight наоборот – определяет время “обрубания” семпла, т.е. определяет место, где воспроизведение семпла должно закончится.

Что касается пропущенных мною параметров Loop и Fade, которые на верхней картинке не подсвечены в интерфейсе программы, то их черед наступает тогда, когда мы включаем кнопку Loop:

image

Теперь звук может быть зацикленным, и у нас появляется возможность вращать два регулятора: Loop и Fade.

image

image

Регулятор Loop отвечает за длину зацикливаемого фрагмента. Т.е. (поглядите на картинку) теперь при каждом нажатии клавиши звук начинает воспроизводится со стартовой позиции, проезжает зеленую область, а затем начинает зацикливаться в желтой области.

Из-за резких перепадов амплитудных колебаний на стыках зацикливаемого фрагмента могут образовываться раздражающие щелчки. Для решения этой проблемы вы можете покрутить параметр Fade – который их сглаживает.

Еще одной приятной кнопочкой является кнопка Snap – ее назначение заставить программу автоматически выбирать те моменты, где амплитуда находится “в нуле”. Таким образом, зажав кнопку Snap и начав крутить регуляторы Loop и Length вы увидите, что программа начинает избирательно выделять какие-то участки вашего семпла. Это те участки, на границах которых амплитуда максимально приближена к нулю, а значит зацикливаемый звук будет проигрываться более естественно и плавно, без щелчков.

image

image

Второй скриншот как раз показывает приближенную амплитуду, как видите слева и справа границы зацикливаемого loop’а выставлены по амплитудным нулям. При включенном snap такое будет происходить всегда.

Если все-таки остался какой-то отголосок стыков  – у вас всегда есть параметр Fade, используйте его, прослушивая звук и выбирая оптимальное значение.

ADSR-модули

Итак, мы разобрали с вами секцию проигрывания и зацикливания семпла, давайте теперь подробно рассмотрим секцию справа – так называемый ADSR.

image

ADSR расшифровывается как Attack, Decay, Sustain, Release (Атака, Спад, Сюстейн, Затухание). ADSR позволяет нам запрограммировать то, насколько быстро будет появляться звук достигая пикового значения, как быстро будет спадать после достижения пика, на какой громкости он будет находится во время продолжительного нажатия ноты, и, наконец, как звук будет затухать в то время, когда мы отожмем клавишу.

Чтобы стало окончательно понятно, я нарисовал на одной из миди-дорожек прямо поверх ноты следующую огибающую громкости:

image

Нетрудно догадаться, как будет меняться уровень громкости звука при прохождении каждого из данных этапов. В дальнейшем вспоминайте эту картинку тогда, когда будете самостоятельно разбираться с ADSR =)

Итак, напоминаю:

Атака (eng.: Attack, A) — период начального нарастания громкости сигнала;

Спад (eng.: Decay, D) — период ослабления сигнала после начального нарастания;

Задержка (eng.: Sustain, S) — уровень постоянной силы сигнала;

Затухание (eng.: Release, R) — период окончательного затухания сигнала.

Если со вкладкой Volume ADSR-модуля все понятно, то с вкладками Filter и Pitch могут возникнуть некоторые непонятки. Когда, не разобравшись, вы начинаете крутить их регуляторы, то вы, скорее всего, пока не услышите видимого эффекта.

Чтобы поправить дело, давайте прежде всего обратим внимание, что секция ADSR-Filter становятся по-настоящему активной (т.е. при щелче на активаторе загорается желтым) только тогда, когда включена секция фильтрации внизу слева:

image

Это указывает на взаимосвязь ADSR-модуля “Filter” и одноименной секции. Чтобы, наконец, услышать какой-либо результат работы ADSR – попробуйте выкрутить в секции “Filter” регулятор “Env” до максимального значения…

image

Настроив схожим образом параметры секции фильтрации и ADSR вы можете услышать что-то наподобие вот этого:

Аудиозапись: Adobe Flash Player (версия 9 или выше) требуется для воспроизведения этой аудиозаписи. Скачать последнюю версию здесь. К тому же, в Вашем браузере должен быть включен JavaScript.

Вуаля!  Огибающая ADSR управляет срезом фильтра! Фильтр постепенно “выкручивается” вверх, затем довольно быстро приходит в “упадок” и долгое время стоит на месте. Как только я отжимаю клавишу – малый показатель release тут же обрубает ноту.

Фильтрация

Окей, я забежал вперед. Давайте с чувством, с толком, с расстановкой досконально разберемся с секцией “Filter”:

image

Что есть что в этой секции? Прямо под кнопкой включения мы видим выпадающее меню, в котором содержится несколько различных типов фильтров:

image

Фильтры призваны “отфильтровывать” ненужные нам частоты. Под этими странными абрревиатурами скрываются различные типы фильтров, а цифрами в них обозначаются “крутизна” их среза.

Картинка здесь была бы гораздо красноречивей. Я, пожалуй, возьму блокнот и старательно нарисую вам то, что каждый из этих фильтров из себя представляет (картинку лучше, конечно, сварганить в фотошопе, но в таком случае вы бы ждали бы эту статью еще день-другой):

Как видите, цифры для каждого фильтра обозначают лишь его “крутизну”. Чем больше цифра – тем “круче” фильтр.

Внизу я поясняю, что представляют собой два регулятора “Freq” (частота) и “Reso” (резонанс). У меня докторский подчерк, поэтому расшифровываю надписи. “Freq – частота среза”. “Reso – резонанс, пик на срезе”. Если вы чувствуете что фильтры и эквализация для вас – темный лес, прошу Вас обратится к статье “Два Эквалайзера Ableton Live” (кликабельно). В ней все объясняется подробно. =)

Вновь посмотрим на секцию фильтрации, и поглядим в ее правый край, где собрано кое-что интересненькое:

image

Регуляторы Vel, Key, LFO и Env… Если с регулятором Env  теперь все более или менее понятно (он заставляет частоту среза фильтра (Freq) следовать огибающей ADSR-модуля, см. выше), то остальные – пока темный лес.

Vel – это “velocity”  что можно перевести как “сила нажатия”. Это очень классный параметр, который придаст издаваемым через симплер мелодиям дополнительной динамичности. Если мы выбрали, к примеру, LP12 фильтр, то при выкрученном параметре Vel частота среза фильтра будет варьироваться в зависимости от силы нажатия на ноту. Чем слабее мы жмем клавишу – тем “глуше” будет звук, частота среза будет ближе к басовым частотам. Чем сильнее мы будем жать ноту, тем “звонче” будет звук, т.к. частота среза фильтра будет ближе к высоким частотам!

Давайте послушаем пример, который демонстрирует нам применение данного параметра:

Аудиозапись: Adobe Flash Player (версия 9 или выше) требуется для воспроизведения этой аудиозаписи. Скачать последнюю версию здесь. К тому же, в Вашем браузере должен быть включен JavaScript.

Здесь динамическая фильтрация происходит только за счет Velocity, которую я выставил таким вот образом:

image

Применение этой технологии поможет вам сделать массу интересных эффектов. Напомнаю вам, к тому же, что Simpler также является частью инструмента для создания уданых Drum Rack, а это значит что вы с успехом можете использовать Velocity-фильтрацию для разнообразия своих ударных.

Окей, а теперь зададимся вопросом – что же это за “key” который находится рядом с “Vel” и за что он отвечает?! В общем, на этот раз – это зависимость высоты ноты от частоты среза… чем ниже нота – тем серьезней будет срез LP12 фильтра (или иного фильтра, который вы выбрали)…. чем выше нота – тем больше будет в ноте присутствовать высоких частот.

Хотите аудиопример?

Аудиозапись: Adobe Flash Player (версия 9 или выше) требуется для воспроизведения этой аудиозаписи. Скачать последнюю версию здесь. К тому же, в Вашем браузере должен быть включен JavaScript.

Такие дела!

Ну чтож, в этой секции у нас еще остался совершенно непонятный регулятор с аббревиатурой LFO. Чудеса со звуком начинают происходить тогда, когда мы не только выкрутим его значение до максимума, но и еще включим находящуюся рядом секцию LFO:

image

Аудиозапись: Adobe Flash Player (версия 9 или выше) требуется для воспроизведения этой аудиозаписи. Скачать последнюю версию здесь. К тому же, в Вашем браузере должен быть включен JavaScript.

Слышите, как странно начинает вести себя фильтр? И – да… эти звуки живо напоминают нам дабстеп. На это есть причины, ибо LFO – это и есть главная составляющая дабстеп-музыки. Кроме того сам по себе LFO – отличный эффект модуляции… однако, прежде всего, мы должны с вами уяснить что же такое LFO?

Абревиатура LFO расшифровывается как Low Frequency Oscillator (Генератор Низкой Частоты). Генерируемая LFO частота на самом деле является той же огибающей, которая начинает “плясать” вверх-вниз… а то, что будет изменять эта огибающая – это зависит от нас с вами.

В качестве иллюстрации, я нарисую вот что:

image

В данном случае я вообразил себя генератором низкой частоты… я выдал при помощи огибающей подобие синусойды и начал этой огибающей “модулировать” громкость дорожки… Я – труъ LFO!

Вообразите, что будет, если я эту же синусойду назначу на параметр “freq”, т.е. срез фильтра… У меня получатся те самые характерные “квакающие” частотные скачки.

Однако, вместо того, чтобы рисовать эти огибающие от руки, можно просто включить LFO и заставить его автоматически модулировать нужный нам параметр.

LFO (Осциллятор Низкой Частоты)

Итак, давайте разбирать, наконец, секцию LFO:

image

Секцию LFO включает и отключает кнопка On/Of прямо под аббревиатурой.

И сразу же под ней находится небольшое выпадающее меню, в котором мы можем выбрать форму волны, которая будет использовать в качестве модулирующей огибающей:

image

Здесь есть синусойда которая наиболее часто используется для модуляции сигнала в таких стилях как dubstep, есть квадратная волна, есть треугольная волна, есть пила двух типов и, наконец, хаотичная волна, известная также как noise. В зависимости от вашего художественного замысла вы можете использовать разные типы волны. Рекомендую экспериментировать.

Следующий раздел секции LFO называется “Rate” и он отвечает за частоту нашей модуляции. Т.е. отвечает за то, как быстро или медленно будет “извиваться” наша волна модуляции. Высокие значения заставят звук “дрожать” более часто, низкие – более медленно.

У нас доступно два режима:

image и image

Hz – режим обзначает, что форма волны будет модулироваться LFO “хз как”, т.е. без привязки к темпу, основываясь на тех значениях которые вы зададите здесь в герцах… Этот режим применяется в основном в тех случаях, когда вы хотите сделать при помощи Simpler какой-нибудь интересный звуковой эффект.

Режим же с подсвеченной ноткой означает, что колебания будут происходить синхронизированно с темпом. Это очень полезный режим для тех, кто хочет добавить в свой трек ритмический LFO, и динамически изменять параметр Rate для достижения эффектов, характерных для dubstep-музыки.

Следующие два параметра в секции LFO:

image

Это Attack и Key, которые предназначены для того, чтобы сделать модуляцию LFO еще более гибкой.

Параметр Attack означает, что интенсивность модуляции LFO будет постепенно повышаться с начала воспроизведения ноты. Если мы поставим здесь значение около четырех секунд, это будет означать, что в самом начале нота будет практически чистой, а затем модуляция будет постепенно прирастать, пока не достигнет своей полной интенсивности в районе 4-х секунд.

А параметр Key привязывает высоту тона к тому, какой Rate будет выдаваться нашим LFO. Т.е. если мы будем жать низкую ноту – Rate будет вялый, переваливающийся. Если высокую – rate начнет быстро и интенсивно дрожать.

И, наконец, два последних параметра в секции LFO:

включенное состояние: image и выключенное: image

Retrig – включив этот параметр мы заставляем программу при каждом нажитии ноты следовать “привязанному” дрожанию LFO. Т.е. каждый раз амплитуда LFO намертво “приклеена” непосредственно к началу ноты. Стартуя ноту мы стартуем и LFO.

И если вам жизненно важно, чтобы модуляция ноты, которую вы воспроизводите начиналась с определенного цикла волны (со спада, с нулевой точки, или с пика) – тонко настроить свои предпочтения вы сможете при помощи параметра “offset”. Offset  обозначает “сдвиг”, вы как бы сдвигаете цикл волны относительно стартовой точки звука.

Соответственно, выключение кнопки “Retrig” просто-напросто вырубает эту секцию.

Ну и – самое главное, давайте заценим, что мы можем модулировать при помощи генератора низкой частоты (LFO) в данном маленьком но достаточно мощном девайсе SImpler:

ScreenClip [5]

Рассматриваем слева направо.

  • LFO в секции “Filter” модулирует частоту среза фильтра – годится для типичных дабстеп-эффектов.
  • LFO в секции “Transp” может модулировать тон звука. Тон начинает искажаться, дрожать между низким и высоким тоном, следуя амплитуде огибающей LFO. Глючный эффект обеспечен!
  • LFO в секции рядом с регулятором “Pan” при выкрученном значении начинает  “болтать” звук между двумя колонками: лево-право-лево-право… Подобное дрожание придает взятой ноте больше объема.
  • LFO в секции Volume заставляет уже саму финальную амплитуду звука “дрожать”. Звук “рябит”, насыщаясь равномерными перепадами громкости. Просто посмотрите на амплитуду сигнала после обработки его финальной громкости LFO:

image

Секция Транспонирования

На этом я, пожалуй, закончу описание секции LFO и перейду к секции “Transp”:

image

Эта секция ответствена за тон звука и все что с ним связано. Параметр “Transp” транспонирует звук по полутонам. Дело в том, что загруженный в симплер звук может быть любой ноты, и для того, чтобы нота до вашей миди-клавиатуры соответствовала ноте до загруженного в simpler звука, часто необходимо поднастраивать этот параметр.

Например, вы загрузили в симплер звук, который звучит в тональности “ля (A)”. Для того, чтобы адекватно сыграть какую-либо мелодию при помощи этого звука, необходимо его приподнять на три полутона:

image

Но это еще не все. Так как симплер позволяет зацикливать отрезок амплитуды любого звука, по сути при включенном режиме Loop и настроенных параметрах Start, Loop, Leight и Fade вы получаете в свое распоряжение генератор волны, т.е. осциллятор.

image

Однако звук, который вы можете получить таким способом не всегда тонально верен – он наверняка будет совершенно иной частоты, нежели присутствуют в общепринятой музыкальной традиции. Для того, чтобы добиться соответствия частоты звука требуется более тонкий инструмент, чем Transp. В этом нам помогает настройщик Detune, который позволяет изменить тон звука вплоть до цента.

Обычно я делаю так: загружаю звук, зацикливаю амплитудный фрагмент. Получив нужный мне тембр, я просто подношу к колонке смартфон с гитарным тюнером (програмка-тюнер доступна для андройд-телефонов и айфонов), а затем тщательно настраиваю ноту до первой октавы пользуясь Transp и Detune регуляторами.

Правее регуляторов Transp и Detune находятся регуляторы LFO и Env, и сейчас они не активны:

image

Первый станет активным в том случае, когда мы включим секцию LFO. Второй же – в том случае, если мы включим вкладку Pitch в ADSR-модуле. Что делают оба эти регулятора мы уже разбирали выше. Смотрите описание в соответсвующих разделах выше. Подмигивающая рожица

Теперь подробней о параметре “Glide” что переводится как “скольжение”. Эта секция позволяет настроить плавный переход, скольжение от одной ноте к другой:

image

В выпадающем меню Glide  доступно два режима:

Portamento – полифонический режим, когда взяв одну ноту, и тут же начав воспроизведение другой ноты, первая нота как бы “раздваивается”, а ее “двойник” начинает скольжение к нажатой второй ноте. Плавное ли это будет скольжение, или резкое – зависит от параметра Time, который находится прямо под меню Glide. Чем выше значение Time, тем медленней будет изменяться тон.

Glide – режим монофонический. Одна нота скользит к другой, не “раздваивается”, происходит просто плавное перетекание одного тона к другому. Это типичное скольжение для монофонических синтезаторов, и здорово работает для басовых партий. Для него также очень важен параметр Time. Для заметного эффекта ставьте значение около 300 ms.

Следующий параметр – Spread:

image

Данный параметр дублирует сигнал, который мы получаем на выходе из симплера, причем оба эти сигнала слегка расстроены по отношению друг к другу, в результате мы слышим более интенсивный “широкий” звук. Будьте внимательны! Увеличение этого параметра также слегка увеличивает нагрузку на центральный процессор!

Мы закончили с секцией Pitch.

Секция панорамы

Рассмотрим модуль панорамы (Pan):

image

Что делает регулятор LFO в этой секции уже понятно. А вот регулятор Rand (Random) здесь примешивает элемент случайности, хаотичности в распределении сигнала между левым и правым каналом.

Регулятор Pan – позволяет передвинуть итоговый сигнал левее или правее по стереопанораме.

Global – секция

Ну и, наконец, финальная (Global) секция Simpler’а:

image

Volume – отвечает за общий уровень громкости сигнала, исходящего из Simpler’a.

LFO – модулирует генерируемой волной общий уровень громкости исходящего сигнала. Большие проценты означают большую интенсивность.

Vel (Velocity) – зависимость уровня сигнала от силы нажатия на ноту.

Voices – количество “голосов”, т.е. нот, которые может одновременно воспроизводить Simpler. Важный показатель для тех, кто желает брать адские аккорды, играя на Simpler’е.

И небольшая буква R в активном режиме – означает rettriger. Вместо того, чтобы каждый раз генерировать ноты и заново их обрабатывать всей массой параметров, отдельно взятый тон просто запоминается программой во всей своей красе. Таким образом раз сгенерированная нота запоминается программой и каждый раз, когда вы ее нажимаете – воспроизводится ее копия. Это позволяет сохранить больше процессорной мощности.

Подведем итоги

Мы подробно рассмотрели сейчас необыкновенно мощный девайс Simpler. Как видите, всевозможных фишек и параметров в нем предоставлено очень много. Рекомендую вам покрутить и проработать каждую из описанных здесь секций. Понимание многих из них позволит вам также быть более раскованным в синтезе звука. В симплере, конечно, нет осциллятора, который синтезирует волну, здесь вы воспроизовдите волну зацикливанием небольшого фрагмента ранее записанного звука… Однако дальше происходят процессы, характерные для большинства синтезаторов.

Понимание механизма работы таких модулей Simpler’а как ADSR, LFO, FILTER сослужит вам отличную службу в дальнейшем. А использование смешанного синтеза Simpler + Analog в таком интересном расширении как Instrument Rack позволит вам создавать небывалые и интересные многомерные звуки.

Грамотное применение всех знание о Simpler’е также благотворно сыграет на ваших барабанных партиях – ведь воспроизведение звуковых файлов в Drum Rack работает именно на Simpler-плагине. Это дает вам возможность, например, зацикливать ударные звуки в определенных моментах, делать динамическую фильтрацию, опускание-поднятие ударов по тонам… фантастические и “навороченные” барабанные партии – не проблема с хорошим знанием Simpler’а.

Не забывайте также эффекты, которые могут обрабатывать итоговый сигнал Simpler”а. Классика жанра – reverb, или delay, который висит в обработке. Он делает звук чище, убедительней, объемней, интересней.

И! Не забывайте автоматизацию! Жмите ноту и смело крутите все ручки – вы удивитесь сколько интересных эффектов, свипов, глючных звуковых ландшафтов можно сгенерировать при помощи этого скромного плагина!

На этом все, ребята! С Вами был Wolfframe, до встречи на сайте wolfframe.com где вы сможете прочесть описание большинства плагинов, инструментов, эффектов Ableton Live и сможете также прочесть полезные во всех смыслах статьи о написании электронной и любой другой музыки!

Всем спасибо!

  • Mr. Frenkie

    немного в блокноте напутал – 24 – более крутой срез чем 12

    • wolfframe

      Спасибо!) Да, напутал – сейчас буду перерисовывать. =)

  • Kolya-kolt

    Спасибо большое

  • Большое спасибо, бесценный материал!

    • wolfframe

      Пользуйся на здоровье! =)

  • Надеюсь в скором будущем применить ваш опыт на деле!

  • golovlev

    Замечательные у вас материалы.

  • “Параметр Leight наоборот” у вас опечатка

  • А за статью спасибо!

  • Anastasia Fusionastia

    спасибо за четко проделанную работу!

  • Serkoz

    Спасибо, просто замечательно разъяснено!

  • ПАвел

    Уважаемый а как сделать , чтоб семпл в друм раках играл только при нажатиии ,а при отпускании сразу замолк ? В каком уроке искать ?

    • wolfframe

      Вам необходимо внимательно прочитать описание секции ADSR Simpler’а. Для семпла, который должен замолкать сразу параметр Release должен быть нулевым.

      Например:

      Атаку – ноль.
      Декэй – минимум;
      Сустейн – на полную
      Релиз – ноль.

  • Aleksey Doronin

    Дим, вот ты написал:
    Изменения тона достигаются путем замедления или ускорения проигрываемого семпла.
    как можно сделать, чтобы сэмпл, не менял скорость но при этом менял тон?