Советы по варпингу в Ableton Live 9

Вступительное слово

Трек со сделанным варпингом смотрится в тактовой сетке очень гармонично.

Приветствую, дорогие друзья. Пришло время затронуть волнующую тему варпинга (warping) в Ableton Live.

Потребность в подробном руководстве по варпингу ощущается мною каждый раз, когда я преподаю эту тему новому ученику.

Как показал опыт, с первого раза warping и его основные шаги запоминаются далеко не всеми. Одного показа, каким бы подробным и доходчивым он не был, недостаточно. Варпинг требует нескольких самостоятельных повторений чтобы быть усвоенным. Но как бы там ни было, правильный варпинг легко вознаграждает всех, кто его сделал. Результатом служат отличные миксы, состоящие из отварпенных треков, точности и филигранности сведения которых завидуют многие несведущие.

В этой статье я приведу все необходимые знания, приемы и методики варпинга.

Что такое варпинг

Варпинг (Warping) – это синхронизация по темпу различных аудиоматериалов: лупов, семплов, треков, мелодических партий и других элементов в аранжировке. Происходит это благодаря растяжению по времени цифрового аудиоматериала, так называемому timescratching’у, это изменение темпа цифровой аудиозаписи без влияния на высоту тона.

После того как темп и транзиенты (всплески амплитуд) аудиоклипа идентифицируются, алгоритмы варпинга заботятся о синхронизации в реальном времени темпа отварпленного трека с темпом проекта Ableton.

То есть у нас есть какой-то заданный темп Ableton (по обыкновению Ableton загружает пустой проект с темпом 120 ударов в минуту), под который отварпленные треки должны быть и будут синхронинизированы. Стоит нам поменять этот темп – отварпенный трек тут же под него подстроится. Результаты этой подстройки могут звучать по-разному в зависимости от выбранного нами алгоритма варпинга. Каждый из режимов варпинга больше подходит к определенному типу звукового материала (об этом – ниже).

Стоит отметить, что каждые индивидуальные клипы могут использовать разные варп-режимы. Это дает лучшие результаты в миксах, поэтому требуется небольшая практика и эксперименты чтобы определить какой алгоритм лучше подходит для каждого конкретного клипа.

Благодаря большинству алгоритмов варпинга мы можем также транспонировать (transpose) семпл, задавать ему другую высоту тона, но при этом это не будет влиять на его скорость воспроизведения:

Транспонирование семпла
Transpose (транспонирование) – изменение высоты тона аудиоматериала. С включенным варпингом оно не влияет на длину семпла.

Стоит также помнить, что благодаря варпингу становится возможен quantize (квантайз) и применение grooves (грувов) на любом аудиоматериале. Квантайз – это механизм “выравнивания” аудиоматериала по тактовой сетке.

Грувы – это возможность расставить амплитудные транзиенты нашего файла по какому-либо ритмическому “шаблону”, подвигать элементы нашего аудио, изменить ритмические акценты, дать нашему аудиоматериалу иное “ощущение”, “движение” иной “грув”. (Подробности в моей статье: http://wolfframe.com/gruvy-v-ableton/)

Вот какой могущественный варпинг! Но перегиб в его использовании, транспонировании, квантайзе, грувах или просто использование варпинга не с оптимальным алгоритмом может приводить к тому, что качество нашего исходного аудиоматериала начнет страдать довольно ощутимо!

Далее я расскажу, как минимизировать эти потери и сделать ваш варпинг оптимальным.

Осваиваем разные режимы варпинга

Алгоритмы варпинга

Мануал программы Ableton Live 9 содержит несколько советов по поводу того, какой режим варпинга использовать в работе с различными типами аудио материалов. В основном эти советы сводятся к тому, что режим:

  • Beats: хорош в основном для перкуссии и ударных (однако его разработчики включают по умолчанию);
  • Tones: хорош для монофонических инструментов, мелодий и для вокала;
  • Texture: лучше всего подходит для различных сложных атональных материалов, пэдов, сочетаний аккордов;
  • Re-pitch: лучшее качество из всех доступных алгоритмов, но только в том случае, если вас не заботит темпозависимое изменение тона (pitch) аудиоматериала;
  • Complex: подходит для более “комплексных” материалов, целых треков, но скорее бесполезен, поскольку см. Complex Pro;
  • Complex Pro: лучший алгоритм для аранжировок (т.е. целых треков) и сложных “комплексных” материалов. Звучит гораздо лучше чем Complex-алгоритм, но использует гораздо больше процессорной мощности.

Похоже, что в офисе Ableton серьезно были озабочены тем фактом, что режим «Complex Pro» использует слишком много CPU, возможно поэтому Ableton решил не включать режим Complex Pro в меню Preferences в той графе, где вы можете выбрать используемый по умолчанию режим варпинга, но, будем объективны, на более-менее современных машинах эта разница едва заметна.

Так или иначе большинство музыкантов и диджеев признают, что если варпинг в режиме «Сomplex» звучит хорошо, то Complex Pro почти всегда звучит лучше.

Качество: Хочешь – верь, хочешь – проверь

Сравнение работы всех алгоритмов
Ваш покорный слуга сравнивает звучание различных алгоритмов на сильно заторможенном семпле…

Однако, если вы не верите мне на слово, и вы действительно желаете получить достойные аргументы в дебатах о лучшем режиме варпинга, попробуйте сделать следующее:

1) Сделайте Dupliсate дорожки с треком, над которым вы работаете (дубликат трека – это его копия, можно сделать сочетанием клавиш Ctrl + D (Cmd + D) );

2) Продублированный материал отметьте тем режимом варпинга, который вы желаете протестировать;

3) Можете замапить на своем миди-контроллере или клавиатуре клавиши «solo» каждой дорожки так, чтобы вы могли без проблем закрыть глаза и переключаться между ними, не глядя в экран;

4) Закройте глаза (я серьезно!);

5) Нажимайте на ваши Solo-кнопки до тех пор, пока вы не будете точно знать где какой режим выставлен;

6) Очень внимательно слушайте оба звука и решите для себя какой звук действительно звучит лучше;

7) Откройте глаза;

8) Повторите все эти действия, если решите узнать свое впечатление о других режимах варпинга.

Закрывать глаза – это очень полезный совет. Когда вы закрываете глаза вы смещаете фокус вашего мозга с привычного режима «слушанья и смотрения» в режим просто слушанья. (см. статью с советами от Coleco http://wolfframe.com/11-sovetov-ot-coleco/, если не верите!)

 Разница между алгоритмами Complex и Complex Pro легко заметна, и чаще всего выбирается именно Pro. Если я не могу услышать разницы, в таком случае я просто выбираю тот, который использует меньше процессорной мощности.

Еще раз о качестве!

Варпинг не является волшебным средством! За все нужно платить.

Например, если вы решили не сильно (в районе 2-3 полутонов) поменять тональность семпла – еще куда не шло. Но более комплексные треки с измененной тональностью тут же смогут вам ответить изменением качества звучания в худшую сторону.

Также и работа с лупами, на которые вы наложили грувы или сделали непомерный квантайз ритмического рисунка может быть омрачена какими-то звуковыми артефактами и падением качества.

Ключ к успешному варпингу – понимание художественной целесообразности и чувство меры.

Поговорим о кнопке «Tap»

Tap кнопка

Эта кнопка может быть нам крайне полезна во время работы над варпингом треков. Мы не раз будем ее упоминать в последующих разделах, так что нам необходимо хорошо разобраться с ней.

Функцию «Tap» (вольно переведу ее как «подстукиватель») можно использовать в любой момент времени для изменения темпа вашего проекта. Как только вы кликните на Tap-кнопку в контрольной панели по одному разу на каждую долю такта (1-2-3-4), темп проекта тут же станет следовать вашему стуку.

Лучше всего назначить функцию Tap на какую-либо кнопку, поскольку «выстукивать» темп кнопкой мыши гораздо менее удобно. Щелкните в правом верхнем углу в контрольном баре на кнопку «key», выберите кнопку Tap, нажмите любую кнопку, которая вам наиболее удобна, затем нажмите на KEY-кнопку снова, чтобы выйти из режима назначения кнопок (лey Map Mode). Ваше назначение тут же будет задействовано.

Кнопка Tap также может быть назначена на любую кнопку вашего миди-контроллера, а на некоторых она присутствует изначально (например на Akai Apc 40).

Хотя Ableton откликается на ваше «выстукивание» кнопкой Tap немедленно, он должен преодолеть некоторую инерцию, чтобы совладать с задержкой софта, поэтому вам может понадобиться больше чем 4-ре удара, чтобы достигнуть нужного вам темпа.

Вы можете использовать «Tap» в качестве вступительного счета. Если вы работаете в размере 4/4, вы можете четыре раза нажать на кнопку Tap, чтобы начать воспроизведение песни с необходимого вам темпа.

Отключение пункта «Сreate Analysis Files»

Create Analysis File
Пункт включен… можно включить.

Для того, чтобы избежать возможных неприятностей во время работы над миксами, я настоятельно рекомендую вам пойти в меню preferences и выключить пункт «Create Analysis Files» (находится вы секции File/Folder). Обычно этот пункт включен по умолчанию. Для чего? Если вы делаете диджей-сеты в Ableton Live, разумно быть совершенно уверенным в том, что когда вы хватаете трек из библиотеки и забрасываете его в Live, он будет отварплен по вашим стандартам, и программа не нагородит отсебятины. Вы будете уверены, что ваш трек будет хорошо миксоваться.

Это подразумевает, что после варпинга трека вы должны будете кликать «Save» в окне свойства семпла каждый раз, когда вы отварпили трек. Это создает asd-файл (файл анализа), содержащий все ваши изменения и варпинг. Это значит, что когда вы добавите данный трек в какой-либо сет, аблетон не будет заного его пересчитывать и создавать свой файл анализа, он будет руководствоваться вашим asd-файлом! Итак, вы сможете безопасно и безбоязненно кидать их в лайв-сет во время вашего перфоманса. Все ваши варпинг-маркеры будут на месте.

Подробней о командах «Warp From here» 

Четыре разных варианта команды «warp from here» (что можно перевести как «отварпить трек остюда») предоставляют собой различные способы расчета и расстановики варпинг-маркеров справа от выбранной нами позиции (варпинги слева от этой позиции остаются нетронутыми.) Эти команды также доступны для самого первого варпинг-маркера, установленного в 1.1.1 (первый такт, первая доля, первая шестнадцатая нота трека).

1) Warp From Here (ваприть отсюда) – запускает алгоритм авто-варпинга справа от выбранного нами маркера;

2) Warp From Here (Start At xxx bpm) (варпить отсюда, начать с … ударов в минуту) – направляет авто-варпинг, используя master-темп текущего Live-сета в качестве отправной точки для отслеживания темпа в файле. Стратегия его использования следующая:

-Деактивировать Warp-кнопку в свойствах клипа, так, чтобы он стал не отварпенным;

-Использовать Tap Tempo кнопку для высчитывания темпа клипа во время его проигрывания и затем выставить вычесленный темп в качестве основного темпа проекта;

-Включите варпинг снова, и используйте команду Start At xxx bpm в качестве алгоритма, чтобы авто-варпинг использовал вычеленный темп в качестве референса.

3) Warp From Here (Straight) (варпить отсюда (Прямо)) – этот алгоритм сообщает варпингу, что мы работаем с клипом, который содержит неизменный темп (что особо распространено в электронной музыке). Авто-варпинг будет устанавливать один маркер и далее варпить по установленному темпу, не проставив дополнительные маркеры после него;

4) Warp … BPM From Here (варпить в темпе xxx BPM отсюда) – также устанавливает один-единственный маркер, но в данном случае авто-варпинг вынужден интерпретировать клип как точно соответсвующий master-темпу нашего Live-проекта. Это полезно в случаях, когда вы знаете точное значение BPM электронного трека и можете ввести его в панели управления темпом еще до варпинга.

Варпинг танцевальной музыки.

Когда я хочу варпить танцевальный трек (или что-либо другое, явно написанное на компьютере), я делаю следующее:

1) Включаю метроном;

2) Если не знаю темп трека, нахожу приблизительный темп при помощи клавиши TAP;

3) Нахожу первую бочку в треке, делю здесь отметку транзиента, дважды щелкнув в нужном месте, если на том месте аблетон по каким-то причинам еще не проставил транзиента;

4) Можно зажать Shift-и кликнуть правой кнопкой мыши на транзиенте, чтобы перенести его в нужное место. Чем более точно, тем лучше. Вместо того, чтобы ставить его перед киком с некоторых пор я стараюсь ставить его непосредственно прямо на пик, так как это звучит гораздо лучше при сведении;

5) Затем нужно щелкнуть правой кнопкой мыши на транзиенте и нажать «warp from here» (или warp from here (Straight)).

Warp From Here

На этом этапе три различных варианта могут возникнуть. Иногда Live делает сразу же все как надо, что становится понятным, когда мы перемещаемся в конец трека и понимаем, что метроном отлично совпадает с битом трека. А иногда Ableton делает все “почти правильно”, мы слышим что метроном либо слегка опережает события или наоборот чуть “притормаживает”. Обычно это связано с наличием в треках ям и брейкдаунов, в которых отсутствуют яркие барабанные транзиенты, поэтому варпинг слегка “теряется в догадках”.

В случае, если трек отварпен “почти правильно” мы:

1) Устанавливаем транзиент на первый бит после брэйкдауна;

2) Щелкаем правой кнопкой мыши на транзиенты после брэйкдауна и снова “warp from here”, который запускает автоматический алгоритм варпинга;

3) Устанавливаем транзиент на какую-либо последнюю бочку в конце всего трека.

Обычно это приводит к четкому ритму, который вторит метроному на протяжении всего трека.

Третья вероятность состоит в том, что Live облажается и это станет понятным по поведению метронома и ритма а также по огромному количеству варп-маркеров, число которых начинает превышать количество пальцев на ногах и руках.

Если такое произошло, то мы:

1) Удаляем транзиенты после самого первого (Того, который находится на 1.1.1, который мы поставили вручную);

2) Выключаем варпинг трека и начинаем вновь прибегать к кнопке Tap (которую мы должны нажимать в темп трека);

3) Когда вы найдете темп трека, щелкните правой кнопкой мыши на маркере 1.1.1 и выберите «warp from here». Если это не привело к четкой синхронизации, тогда читайте способ описанный под заголовком «варпинг рок музыки».

Варпинг винильных рипов

Если вы желаете конвертировать коллекцию ваших винилов в цифровой формат, в таком случае очень важно компенсировать любые темповые сдвиги, которые могут возникать из-за естественного вращения винильного диска и траекторных сдвигов. Потому я предпочитаю выставить первый варпинг-маркер перед бочкой, а затем выбираю «warp xxx BPM from Here» (узнать темп можно при помощи кноки TAP). Затем вы можете обследовать начало, середину и конец трека для того чтобы сделать какие-то поправки или переварпить его, если оно необходимо.

Варпинг рок-музыки

В действительности этот способ необходим для всей музыки, которая была сыграна реальной командой вживую, а также для всего, что содержит ритм, далекий от машинной точности. По этим причинам важно не дать аблетону автоматически варпить этот трек и наставить точные машинные транзиенты, поскольку слишком сильная корректировка натурального «шатания» живого темпа песни высосет всю энергетику из живой музыки.

По этим причинам я обычно поступаю так:

1) Найдите 1.1.1 вашего трека, и поставьте транзиент там;

2) Выключите варпинг, нащупайте темп при помощи клавиши Tap;

3) Включите варпинг снова;

4) Щелкните правой кнопкой мыши на 1.1.1. и выберите «Warp from here (Straight)» (Аблетон с таким алгоритмом не будет слишком уж кропотлив и оставит некоторые “шатания” на местах).

5) Двигайтесь вдоль трека, ставьте транзиент в начале каждого такта. Не надо ставить любые другие транзиенты на треке!

Иногда вместо каждого такта, вы можете ставить транзиенты пропуская какое-то количество тактов, просто отслеживая, чтобы между каждым вашим маркером трек сохранял хорошую видимость попадания в темп. Тем самым вы сохраняете больше ощущения «присутствия человека». Обычно это требует больше времени, поскольку вы должны тщательней все прослушивать. Подобный варпинг в итоге позволяет примешивать ваш рок-трек к танцевальной музыке.

Варпинг длинных вступлений (интро)

Если в вашем треке присутствует длинное интро, найдите первую реальную бочку в треке, и поставьте там маркер 1.1.1.

Интро

Отварпите оставшуюся часть трека правее этого маркера, просто как будто позабыв о интро. Стартовый флажок вашего трека должен сейчас быть на позиции 1.1.1, если вы отварпили трек после этого маркера правильно, вы можете просто двинуть стартовый флажок влево в самое начало трека. Оно, скорее всего, будет содержать ровное количество тактов.

Подкорректируйте начало интро простым перетаскиванием и растяжением, если вдруг оно каким-то образом сместилось по отношению к передвинутому стартовому маркеру. Если интро не содержит особых ретмических элементов, все будет звучать нормально. Если интро содержит ритмические элементы вы можете проверить степень их попадания в основной ритм проекта метрономом.

Варпинг сложных темповых изменений в треке

По обыкновению это не очень хорошая идея – корректировать моментальные изменения темпа, к примеру в таких моментах когда песня увеличивает (или уменьшает) свой темп во время брейкдауна или различных «ям», дропов. (Ремиксы на Дженифер Лопез и всякую популярную хип-хоп музыку обычно содержит этой херни в избытке.)

Если исполнитель достаточно безбашенный, чтобы включить такие элементы в трек, то скорее всего песня будет звучать очень хреново, если пытаться загладить это изменения темпа и пытаться отварпить его в местах изменения темпа.

Вместо этого просто поставьте один транзиент-маркер в самом конце «нормальной» части, и следующий транзиент в начале первого бита в том моменте, когда темп возвращается в норму.

Вам нужно только удостоверится, что этот самый транзиент в начале «нормальной» части соответствует первому биту такта, в противном случае он будет воспроизводится «перекошенно» по отношению к сильным и слабым долям метронома. Скорее всего, после этой «ямы» первый вступающий бит в треке будет на некотором расстоянии от идеального для нас начала такта.

В таком случае просто возьмите этот бит и подтяните к ближайшему началу такта. Все равно в этом моменте изменения темпа достаточно сумасшедшие, и это передвижение останется незаметным, зато трек вернется к нормальному темпу и вы не будете испытать дискомфорт при сведении.

Дальше можно варпить трек как обычный, если у него вдруг опять не поменяется темп. Не забудьте отметить этот рек особым цветом или значком, если будете сводить его в режиме сессии, поскольку сведение этого трека с другими во время таких «ям» будет чревато дикими конями. С такими треками нужно быть внимательным!

Если песня содержит перманентное изменение темпа, тогда, скорее всего, вам просто придется выгладить его для нормального сведения. По этой причине продолжайте создавать транзиенты и нажимать «warp from here» до тех пор пока вы не добьетесь от него корректного темпа.

Когда не следует варпить

Есть также некоторые причины, когда трек слишком сложен для того, чтобы совладать с ним варпингом по какой-либо причине. Это может быть трек с излишне экспериментаторским ритмом, или с отсутствием ритма как такового. Если вы все еще хотите его играть, то иногда лучший способ просто не варпить его, и смиксовать в другой манере .

Для подобных треков я стараюсь просто проставить в нем корректную стартовую точку, и отмечаю его восклицательным знаком в имени, таким образом я знаю, что темп у него странный. Микширование таких треков не является ужасной трудностью, одна хорошая техника для этого – погрузить предыдущий трек в хайпас-фильтр с ревером на протяжении нескольких тактов. Как только мы будем слышать только лишь атмосферный ревер, можно вводить следующий трек (при помощи Low-Pass фильтра, например).

Заканчиваем варпинг

После того, как трек был отварпен, я предпочитаю набрать лаконичное имя для клипа, приблизительно так:

(тип клипа) Исполнитель – Название трека.

Я использую следующие обозначения для «типов клипа», чтобы обозначить тип отварпленных клипов:

  • (Без какого-либо обозначения): Нормальный трек, с неизменным темпом от начала до конца;
  • (!)  Этот трек не отварпенный или злостно нарушает единство темпа. Особое внимание во время сведения;
  • [] Этот клип – начальное зацикленное интро;
  • -[]  Этот трек – имеет петлю на конце.

Установка таких значков (вы можете придумать свои самостоятельно по ассоциациям) имеет несколько определенных причин. Во-первых конечно же это гораздо удобнее и информативнее, чем простые названия треков вроде тех, которые пишет ITunes. Немного же нам может сказать имя вида «01 Trackname.m4a».

Во-вторых это позволяет вам быстро идентифицировать неотварпенные треки, когда вы их отправляете в свой сет – если не это проименование, тогда ему не может быть особого доверия. Это особенно ценно, когда ваша библиотека треков очень большая.

Затем помните о том, что громкость вашего трека приближалась к 0,0 db. Некоторые режимы варпинга, такие как Complex Pro а иногда и Beats являются причиной возникновения непредвиденных пиков сигнала. Поэтому удостверяйтесь, что вы лимитируете каналы, которые отвечают за проигрывание этих треков.

Не забывайте что для каждого клипа можно подобрать свой цвет, здесь вы тоже вольны делать свою маркеровку для каждого клипа и предавать этим цветам свои понятные вам значения. И не забывайте нажимать save кнопку в clip properties!

  • Юрбан

    Респектую.

  • Чел

    наконец-то инструкция по варпингу длинных интро без четких транзиентов!