Структура Музыки и ее Элементы

Структура Музыки и ее Элементы

В одной из своих предыдущих статей “16 Эффективных Способов Заканчивать Треки”, я коснулся очень важной проблемы структурирования музыки.  Дело в том, что многие новички выстраивают структуру своих треков “на ощупь”, не осознавая в полной мере зачем они применяют тот или иной структурный ход в своей композиции.

В результате их треки часто звучат неубедительно и аляповато не потому, что что-то не так с саундом или со сведением, а потому, что по своей структуре трек не расскрывается в полной мере, в нем нет нескольких необходимых спадов и подъемов напряжения, своеобразной контрастности в некоторых моментах. Другими словами, слушатель не получает всю палитру эмоций и переживаний, не запоминает трек, у него не возникает желание качать его или делиться им с друзьями.

Одно ясно, для того, чтобы усвоить премудрости структурирования музыки, требуется большое количество времени и терпения. Чтобы вникнуть в этот процесс, нужно слушать как можно больше музыки и внимательно запоминать эффектные и удачные структурные ходы, учится применять их на практике. Важно также уметь выдержать некоторое время перед добавлением тех или иных музыкальных событий.

Мне потребовалось около трех лет для того, чтобы самому нащупать и начать применять годные структурные шаблоны для своих композиций. (Правда, тогда у меня не было интернета. Если бы был – я не потерял бы столько времени зря). Конечно же три года – это целая прорва времени.

Поэтому, желая сэкономить время новичкам, я покопался в теории, сам для себя уяснил много полезного, а результатом моего исследования  стала вот эта статья.

В ней я подробно расскажу об элементах структуры треков, условиях их применения, расскажу как быстро и эффективно научиться организовывать свои треки при помощи нескольких простых упражнений.

Итак, для начала я предлагаю вам ознакомиться с перечнем главных структурных элементов треков:

1. Introduction (Начало, вступление, интро) – это музыкальная часть, находящаяся в самом начале песни, первые отголоски трека, которые нередко появляются из тишины, постепенно нарастая.

Вступление может состоять как из последовательности аккордов, мелодии, так и из простой барабанной партии.

Оно создает эффект напряженного ожидания перед следующей частью (перед куплетом или припевом). В конце последнего такта интро могут весьма эффектно вступать барабаны в виде “брейка” (см. 7 пункт).

Следующей за интро структурный элемент аранжировки должен создать у слушателя либо эффект расслабления или удивления, в общем – цеплять.

2. Verse (куплет) – а это часть в которой раскрывается основная музыкальная тема композиции. Если вы начинаете ваять какой-то набросок трека, в большинстве случаев вы ваяете как раз “куплет” будущего трека.  В песенном жанре поверх куплета поются слова, в инструментальном – разворачивается основная мелодия. Когда две и более частей песни имеют в основном одинаковую музыку и разные слова, каждая из этих частей все равно рассматривается как один куплет.

Куплеты в совокупности могут занимать от 40 и более процентов всей структуры трека. Так что это своеобразный – фундамент, от которого и нужно “плясать”.

3. Pre-chorus (Предверие Припева) – это не обязательная, но довольно часто употребляемая часть песни, которая по своей сути является развитием куплета (verse). Она также может называться “build” (“развитие”) или “transitional bridge” (“переходный мостик”).

Суть ее в том, чтобы нагнетать напряжение перед ярким припевом, мелодически разнообразить куплет песни, чтобы припев явился перед слушателем с гораздо более ярким чувством новизны.

В пред-припеве обычно используются доминирующие или очень схожие с ними переходные мелодии, однако могут также использоваться и совсем иные гармонические последовательности. В таком случае в пред-припеве может быть использован эффект “коллизии” (столкновения). Это когда поверх привычных слушателю последовательностей нот появляется еще одна, которая вместе с ними создает, доселе неслыханное сочетание.

Pre-chorus – эффектный ход, но требует от композитора определенного умения.

4. Сhorus (Припев) – он же “рефрен”. Чаще всего он резко отличается от куплетов как по ритму, так и гармонически.

Припев более динамичен и ярок, в нем также могут использоваться добавочные инструменты (Например, подключаются струнные, появляется иной синтезатор, бэк-вокал, и т.п.)

Структура припева, также как и куплетная, зачастую состоит из повторения одной формальной части (такта, квадрата). Припев подводит слушателя к следующему куплету, бриджу, либо им же завершается песня.

Само слово “припев”, конечно отсылает нас к песенному жанру. Но не стоит смущаться – данное понятие употребляется и для сугубо инструментальных композиций.

Рассмотрим любой трек как повествование. Последовательность структурных элементов трека доносит до слушателя некий абстрактный, эмоциональный посыл в музыкальных фразах. Вы как будто произносите предложение… И если куплет взять за “подлежащее” нашей фразы, то припев – это “сказуемое”. Это тот гвоздь, который окончательно закрепляет песню или трек в голове у слушателя. Если с припевом беда – трек можно считать неудавшимся.

5. Bridge (Бридж, Мост) – бридж является небольшой вставкой, соединяющей две весомые части песни (куплет с припевом, к примеру). Он призван создать между ними гармоническую связь и при этом заинтриговать слушателя неожиданным ходом.

Поэтому бридж отличается от куплета или припева по гармонической структуре (мелодии, последовательности аккордов).

В песнях бридж не всегда предназначен для пропевания слов, однако если слова в бридже есть, то они должны вносить несколько иной взгляд на проблематику в тексте.

До бриджа куплет чаще всего используется дважды. В таком случае бридж заменяет 3-й куплет, либо следует за ним, либо предшествует ему. В последнем случае он специально задерживает ожидаемый слушателем припев. Это опять же – эффект неожиданности для слушателя, который ожидает появление припева.

Дальнейший припев после бриджа, как правило, является последним и часто повторяется, тем самым подчеркивая, что это — финал трека.

Просто усвойте правило: если в песне ожидается либо куплет, либо припев, и вдруг вместо ожидаемого возникает фрагмент чего-то музыкально или по тексту отличающегося от куплета и припева, тогда этот структурный скорее всего и является бриджем. Кроме того, в бридже обычно гораздо меньше инструментов, чем в куплете, и уж тем более, припеве. Бридж менее массивен.

Я упомяну здесь также и такую разновидность бриджа, как middle eight (Миддл-эйт, “серединка”, это международное название). Понятие мидл-эйт весьма схоже: это также мелодическая вставка, обычно длиной 8 тактов, в которой мелодия в большей или меньшей степени контрастирует с остальным треком. (На практике она часто расположена не по середине, а где-то ближе к концу трека).

Данная разновидность бриджа широко употребляется во всякого рода попсе.

Суть Мидл-Эйта в том, что перед последним забойным припевом пускается восемь тактов немного другой музыки, отличающейся от общего задора песни. Чаще всего это довольно лирическая вставка. Это сделано для того, чтобы выгодно сыграть на контрасте между лирикой и сугубой прямолинейностью хита.

Вот здесь старая статья с десятком примеров: http://www.noto.ru/st/14 (Осторожней, берегите ухи!) Послушав эти примеры, вы вникните как в идею и мидл-эйта, так и бриджа =)

6. Instrumental solo (Инструментальное соло) — это часть, предназначенная для исполнения какого-либо соло. Либо на гитаре, либо на клавишных, либо на барабанах… на чем вздумается! Бывает так, что соло исполняется двумя музыкантами сразу.

Сольная часть основана на той же гармонии, что и основные части трека (такие как куплет, припев, или бридж). Чаще всего играются те же самые ведущие мелодии, которые были слышны на протяжении трека, но с приукрашиваниями, отступлениями, техническими изворотами. Приветствуются сочетания ладовых проходов, арпеджио, рифов и т.п.

7. Brake (Брейк) Брейк – это барабанная “сбивка” в конце такта.  Небольшой “перерыв” в завершении музыкальной фразы, который обычно маскируется замысловатой барабанной пробежкой и одной-двумя нотами ведущих инструментов трека.

Брейки являются некими “шарнирами” песен. Они часто свидетельствуют о стыке двух музыкальных фраз или структурных элементов трека.

Использовать брейк нужно аккуратно. Начинающие музыканты очень любят вставлять брейк чуть ли не в каждом такта. Это далеко не всегда работает на слушабельность композиции. Есть простой совет, который позволяет нащупать баланс: чем больше инструментов используется в треке, тем меньше в нем должно быть брейков.

Иногда замысловатый барабанный брейк с одним-двумя инструментами используют где-то ближе к концу трека в качестве бриджа. Он длится четыре-восемь тактов и резко перетекает либо в припев, либо в пред-припев.

8. Outro (Coda, аутро, завершение) — также называемая “extro” — это заключительная часть песни, в которой все инструменты постепенно сходят на нет, затихают, или же резко обрываются (в зависимости от задумки композитора).

Самый простой тип outro просто повторяет несколько тактов тонического аккорда или использует “набор” аккордов многократно повторяющейся в треке последовательности. За основу также могут браться последовательности куплета, припева, реже – бриджа.

Аутро также без проблем реализуется барабанной партией с любой примесью, которая только взбредет в голову композитору. В общем, как и со всеми составляющими трека четких правил для аутро нет.

С основными элементами всё.

Давайте теперь поговорим о том, как лучше научиться применять на практике все эти структруные ходы.

Я по-прежнему утверждаю, что лучший путь – учиться у своих кумиров. Слушать их треки, анализировать их, а затем пытаться повторить и комбинировать услышанные структурные комбинации в собственных треках.

Например я многому учился у горячо любимых мною Nine Inch Nails. Очень здорово, что исходники некоторых их песен доступны для скачивания с их сайта http://remix.nin.com/ (нужна регистрация, раздел “multitracks”). При наличии Ableton, вы сами можете их пристально изучить.

Вот как, к примеру, выглядит структура трека “Nine Inch Nails – God Given”

(Как звучит сама песня, можно послушать, например, на youtube: http://www.youtube.com/watch?v=DbeMZzBc83w):

По маркерам с надписями вверху экрана видно, что структурные элементы расставлены в следующем порядке:
[интро] – [куплет 1] – [припев 1] – [“шепот”(бридж)] – [куплет 2] – [припев 2 + припев 3] – [“шепот” 2] – [куплет 3] – [аутро (припев 4)]

Опознав схему, можно быстренько начертить ее в блокноте, и в дальнейшем применять для составления уже своих собственных треков.

Вы мне справедливо можете возразить, что большинство исполнителей не публикуют исходники своих треков, а поэтому совершенно непонятно, как же вникнуть в структуру трека “со стороны” не имея исходников?

Отвечаю: теперь, когда вы знаете об основных структурных элементах трека, вы уже подготовленный слушатель! =)  Слушая полюбившиеся вам треки, делайте пометки в блокноте. Когда вы отмечаете элементы во время прослушивания любимых треков, вы закрепляете в памяти структурные ходы. (Для начала вы отметите [Интро], затем наверняка будет [Куплет], [Припев]… [Бридж]… и т.д.)

Такие упражнения не займут у вас много времени. Особого разнообразия в структурах треков нет. Все они базируются на десяти-двадцати расхожих шаблонах (Есть, конечно, стили, типа IDM, которые их из принципа не соблюдают). Проанализировав всего несколько треков, вы будете уже с уверенностью будете разбираться со всеми собственными структурными ходами, примерять их на практике. Ступора, который часто возникает у начинающих композиторов больше не будет возникать.

А если все-таки затруднения с организацией музыкального материала есть?  Тогда я рекомендую вам вспомнить по аналогии схожий трек какого-нибудь исполнителя из вашей фонотеки. Когда вы проанализируете его структуру,  вы сможете применить почерпнутые ходы в своем собственно треке .

Я рекомендую для наглядности загружать мп3-файл анализируемого трека к в свой любимый аудиоредактор (в моем случае это Ableton), синхронизировать с темпом (в Ableton это делается автоматически при помощи Warping’a), а затем прослушивая, отметить специальными маркерами все необходимые структурные элементы:

После этого можно удалить трек с дорожки, и, основываясь на оставшихся маркерах, делать уже собственное произведение.

Тем самым вы заимствуете у профессионалов годную, готовую к употреблению структуру. Ее наполнение же остается целиком за вами. Вы экономите время, и при этом усваиваете  методы, которые помогают профессионально и интересно структурировать ваши треки.

Итак, самое главное – разобраться с функциями кирпичиков (интро, куплет, пред-припев, припев, бридж, брейк, инстр. соло, аутро), научиться выделять их прослушивая чужие треки, а затем уже, на практике, внимательно вслушиваясь в канву произведения, применять их. При этом композиторское чутье к музыкальным переходам воспитывается при прослушивании любимой музыки.

Если вы будете доверять своему чутью, и действовать уверенно, со знанием дела, то структура вашего собственного трека будет лепиться как бы сама собою и звучать гармонично, четко, с достоинством.

С Уважением, Wolfframe

Другие статьи о создании и продвижении музыки: wolfframe.com 


 

П.С. Если вы решили писать электронную музыку в Ableton, но пока понятия не имеете, с чего начать,

то рекомендую обратить ваше внимание на бесплатный видеокурс “Секреты Создания Электронной Музыки ” от лаборатории zwook.ru.  

Курс находится по ссылке >>>| http://zwook.ru/content/view/producing_for_beginners|  ;-)


 

  • Такс. Ну обычно после публикации проходит некоторое время, и я кое-что в статье исправляю. =)

  • Напоминаю, что в движок сайта теперь вшит отличный модуль “disqus”, который позволяет без лишних телодвижений комментировать записи, используя учетные записи twitter, facebook, и т.п. (данный комментарий я пишу с учетной записи twitter)

  • Casual

    Спасибо за подробную статью! В связи с этим вопрос: Структура трека это конечно важно, но для меня всегда являлось тайной – как сделать плавные переходы между частями композиции, какие используются приемы и техники, что бы это звучало интересно. Так же как плавно вводить/выводить инструменты. Вообщем, что бы композиция лилась как единое цело :) Какие приемы используете вы, Дмитрий? :) Быть может это станет темой будущих статей… :)

    • Аноним

      Хм, это действительно интересная и обширная тема. Кстати, переходы не обязательно должны быть плавными. Слушатели любят контрасты, а потому так почитаемы среди музыкантов различные ямы, брейки переходы и небольшие затишья перед припевом или кульминацией.

      В свое время я начинал воплощать переходы по примеру тогдашних своих кумиров – Chemical Brothers и Prodigy.

      Первые любили на стыках структурных элементов вставлять протяжные шумовые эффекты, вторые – делать небольшие “ямы” с затишьем и “речетативом” перед динамичными фрагментами треков.

      В общем, пока я не систематизировал большинство возможных переходов, и не написал статью, советую Вам опять же – больше слушать и обращать внимание на практические приемы своих любимых исполнителей)

      П.С. Как много классных идей Вы подали! Спасибо огромное! =)

  • Спасибо за статью. Всё здорово рассказано. Сам до этого всего додумался только месяца два назад. Но тем не менее было интересно прочитать. А еще за remix.nin.com спасибо – целое открытие. Пошёл изучать их проекты)

    • Аноним

      =) Да, NIN молодцы. Представляете еще, как много на них теперь делают ремиксов и какая мощная идет реклама благодаря этому?

  • Hanz

    Мда..Слов нет, одни эмоции. Очень сжато и информативно. Автору респект! Блин, и как я раньше не догадался чей-нибудь трек тупо разложить на составляющие?! Не устаешь учиться, ей богу!..

    • wolfframe

      Сарказм греет меня и переполняет энергией свершений! =) А вообще я рад, что эти вещи стали для вас уже очевидностью. Но – давайте будем объективными: эта статья написана главным образом для тех, кто структурировать треки пока еще не научился. Вот им-то и предоставим слово.

      • Hanz

        Сарказма, кстати, в моем отзыве ноль..А про то, что можно было маркеры по образцу расставить, я реальгно не догадался…хотя Аблетон уже года два юзаю..

        • wolfframe

          Датчик сарказма у меня барахлит)

          Если бы я применял этот метод в начале своих музыкальных экспериментов, а не в последние несколько лет, то, кто знает, сколько времени я бы сэкономил!

          Зато теперь у Вас есть такая возможность =)

  • glaz

    объясните пожалуйста как скачать проекты с того сайта

    • wolfframe

      Там нужно зарегистрироваться. Затем вкладка MIX – щелкнуть “Download Multitracks” и выбрать нужный для загрузки ремикс-пак (выбирать те, которые предоставлены в формате “Ableton LIve” о чем будет свидетельствовать подпись в стобце format)

      • Serg-69

        Ок! спс!

  • спасибо, самое главное, это про любимых исполнителей, была такая мысль, но все не решался почему то

  • о музыкальной форме в более широком плане очень хорошо рассказано здесь:
    http://www.youtube.com/watch?v=SMvCJBJlOdE

  • Вениамин Володарский

    Мне всегда было интересно, почему в японских песнях одна-единственная структура. Вообще. Везде. И самое интересное, у них разные не только куплеты, но и припевы. Откуда?!

  • Ivan Notchenko

    такой вопрос , как называется разобранная трек по инструментам