Все Параметры Impulse в Ableton Live

 

Итак, допустим вы – новенький в деле изготовления электронной музыки. У вас есть программа Ableton Live а также стойкое желание написать свой трек, но вы пока еще слабо представляете – как это делается. Да и программная среда изучена не досконально. И это нормально – все музыканты начинали именно с такого состояния.

Пожалуй наилучшим способом без задержек приступить к самостоятельному композиторству будет предварительное изучение средств для создания партий ударных. Не стоит впадать в ступор – предмет “Битмейкинг” прост для понимания. И он дается куда уж проще, нежели изучение аккордов или музыкальной гармонии!

Для того, чтоб сделать собственный бит, Вам не нужно быть гуру в музыке. Чувство ритма вбивается в наши головы с самого рождения вместе с тиканьем настенных часов. Мы ежедневно слышим великое множество музыкальных композиций, а еще большее их количество уже отложились к нам в подкорку, и (держу пари!) вы с успехом прошли свой первый этап музыкального самообразования, даже не осознавая это. В конце концов, любое современное ухо, даже если оно сильно пострадало от медведя, способно уловить, когда с барабанным битом что-то не так.

В этой статье мы рассмотрим все возможности базового инструмента “импульс” (impulse), который поможет нам в создании первоклассных электронных ударных партий в Ableton Live. В этой статье я подробно разъясню, что конкретно я программировал, какие шаги предпринимал, для того, чтобы создать вот такую партию ударных:

Аудиозапись: Adobe Flash Player (версия 9 или выше) требуется для воспроизведения этой аудиозаписи. Скачать последнюю версию здесь. К тому же, в Вашем браузере должен быть включен JavaScript.

Однако, прежде я должен рассказать вам о двух видах программных инструментов создания бита. Вообще, два наиболее распространенных способа извлечения звуков ударных на компьютере – это синтез ударных и сэмплирование:

Синтез ударных

Синтез ударных подразумевает использование полифонического синтезатора, который загружается к Вам в программу. Он оснащен определенным количеством “пресетов” (заранее подготовленных и проименованных для удобства). Вы можете изменять параметры пресетов в пределах довольно больших значений. Такими параметрами могут быть, например, высота звука, форма волны, уровень белого шума в сигнале, сатурация (насыщение звука), и тому подобное. Синтезаторы практически идентичны синтезаторам в том смысле, что они генерируют (синтезируют) звук ударных прямо налету, в живую, но отличаются от обычных синтезаторов тем, что имеют совсем немного параметров, которые, к тому же могут быть изменены в сравнительно небольшой степени. Ну, как пример изменяемого параметра: огибающая высоты тона для бочки. Т.е. мы манипулируем значением, от которого зависит, как быстро (доли секунды!) звук во время генерации “скатывается” с высокого тона до низкого. Это делается для того, чтобы добавить к барабану эффект “щелчка” или “щлепка”.

Сэмплирование ударных

В отличие от синтеза ударных, сэмплирование подразумевает использование программой ранее записанных звуковых фрагментов (сэмплов). Например, звук рабочего барабана или электронных хай-хэтов. Они проигрываются в нашей программе-хосте тогда, когда задействуется определенная нота в Midi-паттерне или происходит нажатие кнопки на клавиатуре. Другими словами, сэмплеры ударных – это хитрые проигрыватели ранее записанных звуков. Для каждого внесенного в них сэмпла они имеют такие параметры как: индивидуальная громкость фрагмента, высота тона, длинна проигрываемого фрагмента, стереопанорама, и т.п.

Итак, подытожим: сэмплеры ударных отличаются от синтезаторов ударных тем, что они не генерируют звук налету, они лишь используют звук, который ранее был записан, подготовлен, обработан. В последствии он модифицируется вами так, как вам необходимо для достижения художественных целей.

Что такое Impulse?

Семплер ударных с которым мы будем работать в Abletone Live, это – инструмент под названием “impulse”. Это отличного качества сэмплер с набором довольно типичных функций (впрочем, некоторые из них не столь уж типичные). Восемь квадратных слотов могут вместить необходимые нам сэмплы, которые проигрываются при нажатии кнопки, или при получении сигнала от Midi-паттерна. При этом каждый из сэмплов бита может обрабатываться отдельными эффектами, такими как высота тона (pitch), время спада сигнала (decay), уровень громкости (volume), положения в стереопанораме (pan), фильтры частот (filter), сатурация (saturation), растяжение времени (timestretch), и т.д. Многие из них зависят от параметра velocity (он определяет как “сильно” нота была нажата на миди-клавиатуре. В зависимости от него изменяется характер звука), а для некоторых из этих параметров могут быть установлены случайные (random) значения для каждого нового удара (ноты). Эта возможность может быть весьма полезна, тогда, когда вы захотите внести в свои барабаны частичку непредсказуемости и “живости”.

Что ж, вводная часть завершена. Теперь я вам на примере покажу весь функционал этого замечательного сэмплера.

Посмотрим, как это делается!

В этом небольшом иллюстрированном отчете, или, если угодно, – гайде, я опишу и расскажу о том, как я программировал бит в Ableton при помощи инструмента “impulse”. Я понимаю, что лучший способ изучения чего-либо – не только повторение описываемых шагов, но и самостоятельные эксперименты. У всех внутри живет любопытный человечек, которому не терпится раскрошить какой-нибудь будильник, для того, чтобы посмотреть что у него внутри! Потому я записал полутора минутный трек, целиком состоящий из “impulse-дорожек”, и сохранил его в “*.als” формате проекта Ableton Live (версии 8.2.2.) Он лежит здесь.

 Загрузив проект к себе на компьютер, вы сможете рассмотреть, как он сделан до самого последнего винтика, и даже если что-то в этой статье вам покажется непонятным, или я что-то упустил, вы всегда сможете дойти до понимания сами.

Я дублирую небольшое превью трека, которое даст вам представление о том, что вы будете скачивать в *.als-проекте, и чему будете учиться:

Аудиозапись: Adobe Flash Player (версия 9 или выше) требуется для воспроизведения этой аудиозаписи. Скачать последнюю версию здесь. К тому же, в Вашем браузере должен быть включен JavaScript.

Вы также можете его скачать в mp3 здесь.

Включаем “Импульс”

 Создание барабанной партии любого трека начинается с ее фундамента – с бочки (kick). Это самый низкий звук ударников, и при составлении бита, удары бочки обычно является своеобразными сваями, на которых держится вся структура трека.

Но – давайте для начала включим “импульс” в работу. Если вы сейчас в новом проекте, в левом углу программы щелкните на кругленькой иконку с схематичным изображением некого программного окна:

Мы находимся в Live Device Browser, и нам нужна вкладка “Instruments” – “Impulse”.

Эту иконку с надписью “Impulse” мы перетаскиваем в право, в рабочую область, где находятся дорожки треков. Щелкнув на появившейся дорожке, в нижней части экрана станет доступен весь функционал программного модуля “импульс”.

Загружаем звуки

Теперь нам нужно загрузить в наш семплер звуки

Поиск подходящих звуков басовой бочки в вашей библиотеке происходит через File Browser (одна из иконок в левом углу, где нарисована папка с цифрой “1”) в нем, как в обычном проводнике Windows вы сможете найти местоположение нужных семплов. Их можно прослушать прямо в браузере, а понравившиеся – перетащить в любой из восьми слотов сэмплера Impulse. Для моего трека я выбрал два звука бочки: “04 909BD 4” и “66 BD 08”. Я перетащил обе эти бочки на два первых слота:

Примечание: если у вас пока еще нет библиотеки сэмплов, кроме юзанья поиска могу порекомендовать вам сайт моего знакомого музыканта и умельца: http://knobster.org/ Этот сайт — каталог бесплатных инструментов для создания и редактирования музыки. Здесь же вы сможете найти ссылки на бесплатные плагины, Vst-инструменты, а также коллекции сэмплов!

Эта фундаментальная бочка!

Я приступил к програмированию бочки, и здесь можно начинать знакомить вас с основными ручками сэмплера, которые все как на ладони можно разглядеть на скриншоте выше. Вам будет легко понять что к чему, читая текст и посматривая на этот скриншот.

– Звук бочки “04 909BD 4” был, на мой взгляд, низковат, поэтому и я подкрутил на два деления вверх параметр “transp”. +2 st внизу означает, что бочка звучит на два полутона выше.

– Параметр Stretch, который находится левее – растягивает или наоборот “сжимает” звук – мы можем заставить звук звучать дольше, или короче без ущерба для его высоты. Но надо помнить, что при этом семпл изменяет характер звучания, он как бы “рыхлеет”. Поэкспериментируйте с этим параметром, – оцените эффект. В моем случае я посчитал, что его лучше уменьшить, т.е. сделать звук бочки немножко короче, “сплющить” по оси времени.

– Левее есть еще ручка “start”, которая определяет, с какого места начнется проигрывание искомого звука. Я не стал ничего менять – в данном случае меня все устраивает.

– О всех этих процентах и пугающих “Velocity” и “Random” мы поговорим позже, а пока давайте взглянем на “Drive”, который у меня поставлен на значение 3,14. Этот эффект включается кнопкой “Sat”, и он насыщает наш семпл новыми гармониками. Он призван искажать звук, однако делает это очень “музыкально”. Это эффект сатурации – дань аналоговым ламповым усилителям доцифровой эры. При нагревании аналоговые лампы всегда “накручивают” звук небольшими гармоническими искажениями, насыщают его, делают более глубоким и ярким. Весьма предусмотрительно со стороны разработчиков было включить в наш ударный семплер этот полезный эффект!!! Я насытил сатурацией обе бочки – и “04 909BD 4” и “66 BD 08”. Причем, когда я подкрутил сатурацию к “66 BD 08”, эта бочка стала напоминать модный перкуссионный инструмент, но об этом – в следующем параграфе, а пока вернемся к еще нескольким ручкам, которые я не описал.

– Следующая после “Drive” секция отвечает за фильтрацию звука. Наверху мы видим параметр “frequency” и “res”, отвечающие за значения фильтруемых нами частот и за резонанс, который, при подкручивании, обеспечивает где-то в той же области, которая нами фильтруется, поднятие частот, эдакий “горб”, который помогает подчеркнуть определенные тембры. В случае с моей основной бочкой, я фильтровал очень низкие, гулкие частоты, поставив значение Low-Pass фильтра (LP1) на 58,2 Hz. Я сделал это потому, что в треке у меня намечалось появление низкочастотного баса, и мне не хотелось бы, чтобы они некрасиво образовывали низкочастотный гул при проигрывании.

– Я подкрутил немного резонанс (“res”), и это добавило к границе фильтруемых мной частот небольшой частотный гребень, который мне показался удачным.

– У нас еще справа есть колесико параметра “Decay” – оно определяет, время, когда звук будет замолкать. В данном примере это стандартные – 2 секунды.

– Еще правее – “pan” (“панорама”), определяет в какой стороне и насколько далеко слева или справа вы хотите разместить звук. Так как бочка почти всегда находится в центре, я не стал его трогать.

– Здесь же есть параметр “Volume”, отвечающий за громкость семпла. Комментарии излишни.   Эта неожиданная перкуссия

Перкуссия родилась вместе с оновной бочкой из сэмпла  “66 BD 08”. Первоначально я хотел, чтобы эти бочки смешивались, создав совершенно новый звук, однако тогда, когда я начал играться с сатурацией и фильтрацией, я обнаружил, что эта бочка стала по характеру напоминать электронную перкуссию. Вот как это выглядит в impulse:

Не буду повторятся с описанием основных ручек, многие из них описаны в предыдущем разделе.

– Обращу ваше внимание на то, что параметр “start” был передвинут мной на 8,73 ms. Семпл стал проигрываться с более позднего места, оставив основной “бум” позади, и это ослабило атаку звука.

Ах да! Автоматизация!

– Красные квадратики, появившиеся над некоторыми из ручек (Transp, Stretch, Freq, Res…) означает, что этим параметрам была назначена автоматизация. Для того, чтобы понять как работает автоматизация, давайте щелкнем, к примеру на ручке “Transp”. Поверх дорожки “kick|perc”, которая находится на основном экране, появится красная линия:

Что это за линия? Это линия автоматизации. Ее амплитуда сообщает ручке “Transp” ее положение. В данном случае, изменяя высоту данной линии мы изменяем высоту тона перкуссии! И это хорошо слышно в конце моей небольшой композиции. Прелесть Ableton в том, что мы можем таким же путем автоматизировать 95% всех имеющихся в программе параметров.

Послушайте трек. Вы обратили внимание, что в самом начале звук перкуссии очень эффектно “выкатывается” из низкочастотного гула к более высоким частотам? Это – результат автоматизации Low-Pass фильтра. Чтобы посмотреть на нее – щелкните в “Импульсе” на ручку “freq”, и вы увидите на дорожке – красная линия автоматизации идет вверх от самого начала композиции, обеспечивая очень эффектное и динамичное вступление!

  Случайность и Сила нажатия/ Random & Velocity 

Кстати, обратите внимание, что внизу, под ручкой “Res” я изменил значения “velocity” на 20% и “random” на 25%. Это означает, что резонанс будет смодулированн как случайным (random) образом (проценты здесь означает небольшой разброс для “колебаний” этого параметра) так и зависеть от силы нажатия (velocity) Midi-нот. Особенно хорошо слышно влияние двух этих параметров в кульминации трека – перкуссия становится более яркой, разнообразной и звонкой.

 Velocity в Midi-паттернах

Многие сейчас могут поинтересоваться – как изменять velocity? Это просто. Вы выбираете нужный Midi-patern и попадаете в “Midi Velocity Editor”. Он появляется внизу экрана:

Чем выше свеча внизу (значение от 0 до 127) – тем громче извлекаемый звук. Чем звук громче, тем более насыщенным красным цветом он отображается в этом окне. В данном случае следующий за первой громкой нотой звук – бледнее и примерно в половину тише первого.

Некоторый разброс в громкости нот придает нашим барабанным партиям живость. А если же еще добавить гибкие изменения резонансного фильтра (см. предыдущий скриншот), и грамотно использовать “groove pool” (о грувах мы поговорим в другой статье), то эффект будет еще более примечательным!

Итак, мы разобрали бочку и перкуссию. Теперь пришло время затронуть snare, или рабочий барабан.

  Рабочий | Snare

Множество отменно звучащих электронных битов являются смесью синтетических и натуральных звуков. Это часто практикуется с рабочим и с бочкой. Запомните – это не раз пригодится вам. Поэтому я решил смешивать синтетический рабочий и хлопок вместе. Смешивание синтетических и “аккустических” звуков происходит все в том же midi-паттерне до безобразия просто:

Там, где звуки извлекаются единовременно – получается веский, насыщенный, сочный бит. Вы видите, что они звучат на самых важных ритмических точках, однако иногда я позволяю отдельным нотам едва слышно “проскакивать” между ними (параметр velocity – на половину!). Прислушивайтесь к игре живых барабанщиков – они тоже часто прибегают к этому выразительному приему, это вносит больше динамики, напряжения и грува в ритм.

Stretch Mode

Кстати, я хочу обратить ваше внимание на еще одно малозаметную примочку: для звука хлопанья “15 claps” я изменил параметр “mode”, который находится под Strech-колесиком, со значения “A” на “B”. Нашли? Что это за фигня такая, и зачем я это сделал? Оказывается, есть два алгоритма обработки растяжения времени “Strech” для наших семплов:

“Mode A” -этот алгоритм больше подходит для обработки низких звуков, и имеет соответствующее им разрешение.

“Mode B” – алгоритм, подходящий для обработки высокочастотных звуков. В случае с моим растянутым “рабочим хлопком” именно этот режим обеспечил более естественный звук.

Чем сильнее… тем правее! Что еще? Внизу, под колесиком “pan” я добрался до параметра “Velocity”.

Это весьма интересная примочка, и сейчас я вам расскажу почему. Значение Velocity теперь 12.5%, и расположен он под ручкой, отвечающей за стереопанораму, что как бы намекает. Этот параметр означает, что теперь то, насколько будет смещен вправо по стереопанорме звук, будет зависеть от силы нажатия ноты (от velocity). Т.е. сейчас мой “хлопок” слегка блуждает влево-вправо, в зависимости от velocity, и это придает моему биту дыхание, подвижность и объемность – что весьма неплохо.

  Hi-hats / Rides

С хай-хетами и райдами (это все “железо”, “тарелки”) была проведена определенная композиторская работа, как это выглядит и как это звучит – вы можете оценить в проекте или в привью в начале статьи. Звучат они неплохо, и я хочу рассказать один секрет который поможет и вашим хай-хетам звучать неплохо… или даже лучше.

Обращаю ваше внимание на кнопку “gate”, которая при нажатии становится оранжевым дефолтным “trigger” (сравните предыдущий и следующий скриншоты).

Дело в том, что: Trigger Mode – звук ниспадает (decay)во время звучания ноты, т.е. он может замолкнуть не дожидаясь, пока вы отпустите палец с кнопки, или пока закончится миди-сообщение.

Gate Mode – вынуждает звук ждать конец ноты. Дождавшись ее он моментально заглохнет. И как раз второй режим как раз очень сильно пригождается при программировании тарелок – как хай-хетов и райдов. Все дела в их естественной аккустике – действительно, каждое постукивание по тарелкам прекращает звучание предыдущего резонанса.Очень здорово, что и в impulse этот нюанс можно повторить.

Ума не приложу, как я упустил Global Controls

Это кнопки в самой левой части нашего “Импульса” – “Volume”, “Time”, “Transp”. И они контролирует параметры, которые будут влиять на все заргуженные в “импульс” звуки!

Volume – отвечает за общую громкость всего нашего семплера со всеми наводящимися в нем звуками. Я контролировал громкость при помощи громкости дорожки и ее автоматизации; Time – отвечает за растяжение во времени и время затухания для всех семплов. Очень любопытный параметр – поэкспериментируйте! Transp – изменяет тон всех находящихся в семплере звуков (я похулиганил с этим параметром в кульминации, попробуйте найти – на какой именно дорожке).

“Bass impulse” в моем проекте

Это всего лишь клёвый низкочастотный Sub-bass. Он привнесен в трек все с тем же Impulse. Высота ноты баса также изменяется “transp”, и я программировал ее при помощи автоматизации. Моей целью здесь было показать, что в принципе, хорошо зная “импульс”, можно с успехом делать классные треки применяя только этот не замороченный, но очень мощный инструмент. К саб-басу можно было бы с успехом добавить лейт-мотив, состоящий из небольших забавных звуков, высоту которых можно было бы менять автоматизацией параметра “transp”.

Как сохранять “Импульс”-пресеты?

Если вы создали гениальное сочетание семплов в вашем impulse, и вы хотите использовать звучание этого электронного бита в других треках, то вы без труда можете их сохранить их простым нажатием иконки с дискетой в правом верхнем углу девайса, или же вы можете просто перетащить девайс в окошко браузера. Вам остается только как-нибудь обозвать ваш новый пресет.

Теперь вы знаете об  “Impulse” все!

Пока все! Наслаждайтесь новыми открытиями! Если что-то из статьи прошло мимо вас, или показалось непонятным – загрузите мой проект, рассмотрите то, что вызывает у вас вопросы! Ручаюсь, вы найдете там много пищи для размышлений, пространство для экспериментов, обнаружите там необходимые подсказки и ответы на вопросы! Или же – задавайте вопросы в комментариях. Я обязательно всем отвечу.

Желаю вам плодотворного творчества!

С Уважением, Дмитрий Вольфрам.

  • Casual

    Отличный материал! Все подробно и доступно объяснил, молодец! Все статьи на твоем блоге нужные, полезные и по делу. То, что так необходимо начинаещему. Успехов, Дмитрий! :)

    • Благодарю!) Мне нравится это дело, особенно – когда есть отзывы ;) Буду еще писать!

  • 9749

    Спасибо ман!

  • Laofonk

    Спасибо большое за статью! Вот только в скачанном архиве находится файл без расширения. В первый раз я дописал ему “.alp” и открыл проект, но без семплов внутри. Во второй раз дописал “.als” и при открытии сета Лайв выдал сообщение, что он поврежден. Так и не удалось посмотреть и послушать. Хотя, в целом, все довольно понятно.

    • wolfframe

      Я перезалил, теперь все должно быть хорошо =)