16 Эффективных Способов Заканчивать Треки

Мужик настоятельно рекомендует

Материал с сайта: http://wolfframe.com/

Вступление

Законченный трек в разы ценнее и полезней как для музыканта, так и для публики, нежели трек незаконченный. Тем не менее, огромное количество начинающих музыкантов грешат распространенным недугом: они выкладывает на суд публики наброски или просто недоделанные, сырые треки. Зачастую так и пишут, мол: “это всего лишь набросок, не судите строго”. Да, после такой аннотации и судить-то ни у кого желания не возникает.

Новичок движется как будто на ощупь, он не уверен в своих навыках и результатах. Ему кажется, что, возможно, он что-то делает неправильно. Часто у него просто не хватает “пороха” завершить свой трек, ибо для этого нужна уверенность. В итоге, иссякнув, он выкладывает набросок, чтобы получить поддержку. И тут… частенько огребает люлей.

Если же с уверенностью у музыканта все в порядке, то может появится еще одна причина, диаметрально противоположная – эмоции. При создании трека эмоции могут зашкаливать, и иногда прямо-таки нестерпимо хочется поделится своей наработкой с другими. Будучи в приподнятом настроении, окрыленный, я сам не раз терял бдительность и публиковал совсем сырой материал, и это никогда не приносило мне ничего, кроме неудобств.

Итак, “набросочничество” (назовем это так) имеет несколько негативных сторон:

Во-первых, когда вы не доделываете треки, вы в разы меньше узнаете, в разы меньше усваиваете, а потому откладываете следующую ступень вашего мастерства в долгий ящик. И вы долго прибываете в состоянии неуверенности в своих силах.  И да, кстати, незаконченные треки задевают эго. Если вы мужчина, то вы будете менее уверенно говорить симпатичным восторженным девочкам волшебное: “Я – МУЗЫКАНТ!” =)

Во-вторых, незаконченные треки не являются причиной для конструктивной критики. Да, набросок “не судят строго”, а значит вы не слышите самые ценные рекомендации.

В-третьих, опубликованные наброски психологически становится сложно двигать дальше. Вы уже получили аванс эмоций, публикация состоялась, уровень творческого напряжения спал. Когда вы начинаете работать над наброском снова, мозг заявляет вам: “ОПЯТЬ? Мы с тобой уже публиковали эту хрень раньше! Я  поставил галочку рядом с названием трека! Я не хочу больше этим заниматься!”

В-четвертых, вы теряете драгоценное внимание публики. Публика быстро угасает к торопыгам-музыкантам. А пиарить и рекламировать полуфабрикаты никто не захочет.

В-пятых, вы создаете вокруг себя неблагоприятный эмоциональный фон. Равнодушный и апатичный. Так недалеко дойти до состояния, когда вам не захочется заниматься музыкой вообще. Мол “это никому не надо! =,(((“

Достаточно проблем создает это самое “набросочничество”, не так ли?

В этой статье я хотел бы поговорить с вами о возможных способах лечения вышеописанного недуга. Я дам вам 15-ть рекомендаций, которые на протяжении 10 лет ни раз мне помогали и должны помочь и Вам.

Совет первый.

Куда торопимся?

Первая и основная причина, по которой треки оказываются не законченными – обычная человеческая не терпеливость, которая приводит к плачевным результатам. Срабатывает любопытный эмоциональный момент: трек в процессе разработки вызывает такую бурю положительных эмоций у творца, что отключает в нем самокритику. В итоге незаконченный трек во всей своей аляповатости выбрасывается во внешний мир. Публике на голову обрушивается довольно неотесанная, не проработанная, плохо структурированная оглобля.

Хороший способ избавиться от подобной торопливости и не сдержанности – назначить себе комфортный срок для выполнения трека, в нем бы вы по дням распределили весь объем работ. Обычно это около двух-трех дней. В первый день производится черновая аранжировка трека, во второй день – доводка и сведение, в третий – мастеринг… Если уши “замылились”, то и четвертый день пригодится, чтобы еще раз трезво послушать свой материал и внести необходимые коррективы.

Еще один способ: вы заводите себе “идеального слушателя”, которому и будете слать треки или наброски, которые вызывают у вас в процессе работы острое желание поделится ими. Лучшая кандидатура на эту роль – ваша девушка/парень (если, конечно, они всецело разделяют ваши музыкальные пристрастия). Когда мне было невтерпеж, я слал наброски треков девушке по электронной почте. Она – внимательный и чуткий слушатель, одобряла или не одобряла трек, писала о недочетах, и, конечно же, подбадривала если незаконченная вещь того стоила. Затем я продолжал работу с трезвой головой, выслушав все замечания, чтобы, в итоге, продемонстрировать и ей, и всему, тэксзть, миру свое творение в уже завершенном виде. Но риск все-таки остается. В том смысле, что когда вы что-то кому-то показываете, прослушиваете, ваш мозг получает эмоциональный заряд-вознаграждение, и норовит поставить галочку в графе “выполнено”. Так что даже здесь я рекомендовал бы вам быть осторожнее. Если будете осторожны, то при такой схеме вы через некоторое время гарантировано научитесь контролировать эмоциональные всплески и заканчивать работу.

Совет второй.
“Хладнокровнее, Маня, Вы не на работе!”

Относится скорее к начальному этапу работы, который в последствии может привести к простою. Дело в том, что острая тяга, пронзительное желание “сделать сейчас что-то такое офигенное” никогда не приводит к искомому результату. Чрезмерная мотивированность, острая необходимость, делает вас менее гибким в творчестве. Повышенный уровень притязаний затягивает процесс и сильно утомляет вас. Иначе говоря, вы становитесь слишком серьезным, а потому не в состоянии игриво перепрыгнуть многие надуманные препятствия.
Совет: будьте хладнокровней, расслабьтесь! Для того, чтобы преодолеть недуг, вам нужна, так сказать “расшизовка”. Просто возьмите, и намеренно сделайте следующий такт совершенно идиотским, наивным, тупым, неуместным. А потом еще один такт, и еще. К шестому-седьмому такту у вас уже должно сложится более-менее благоприятное для работы настроение, вы выкинете строгий сковывающий костюм в урну. Если такого настроения все еще нет – повторите “упражнение”.
Результатом расшизовки (правда – непреднамеренной, а машинной), стал, например, мой ремикс на группу “ЦЕНТР – Демократия Супермаркета” 

Совет третий.
Эмоция и образ!

Трек должен быть результатом взаимодействия и взаимопроникновения ваших чувств и звукового ряда.
Всегда представляйте перед собой образ, который вы хотите донести до слушателя. Всегда чувствуйте то, что хотите сказать и подкрепляйте эти эмоции в музыке! Отсутствие образа заставляет вас блуждать в потемках, так вы вернее можете зайти в тупик. Вам необходимо воображение – ведь вы музыкант, не так ли?
Если перед вами ваш набросок, закройте глаза, представьте сюжет, который бы развивался вместе с вашей музыкой. На чем этот сюжет обрывается? Что логически следует дальше? Как бы вы донесли продолжение истории музыкой? Как только вы ответите себе на эти вопросы – качните строить новую секцию трека. Начинайте с ритма, добавьте бас, ритм-инструменты, продвигайтесь от простого к сложному.

Совет четвертый.
Знайте техническую сторону, бл%ать!

Чем больше возможностей программы, плагинов, вст-инструментво вы знаете – тем меньше у вас будет проблем с творческими запорами. Чем более вы осведомлены в сведении и мастеринге, тем легче будет двигаться ваш трек, и тем лучше он будет звучать. Как по маслу! Хороший звук вдохновляет вас, вы, вдохновляясь, делаете хороший звук – вот она, гармония! И для того, чтобы постичь ее – не ленитесь узнавать новое! Читайте мануалы, качайте, покупайте книги, аудио и видеокурсы. Проверенных авторов курсов по той или иной музыкальной программе в интернет достаточно. Множество отличных музыкантов собрали свой опыт в компактную упаковку и готовы поделится им с вами, частую совершенно бесплатно!
Поминте: одно грамотное движение ручки в синтезаторе или модуле эффектов, нажатие кнопки, или просто – умелая автоматизация, может дать мощный толчок к дальнейшему развитию темы.

Совет пятый.
В треке должна быть структура!

Помните о соблюдении структуры трека. Это удивительно, сколько людей, не имея хотя бы приблизительного понятия о строении композиции, не заканчивают своих треков, а потом искренне недоумевают – почему так происходит. Ведь всем нам известны такие слова, которые мы употребляем без всякого знания музыкальной теории: “припев – проигрыш – куплет – переход – рубняк”, не так ли? Эти слова – о ритмических, мелодических, интонационных изменениях в треке, которые привносят в него особый драматизм, служат яркой передаче эмоций и настроений, ведь люди так любят контрасты! Для того, чтобы разобраться в структуре трека достаточно послушать любой мэйнстримовый микс. Особенно хорошо структура различается в хаусовых композициях.

Структура, как минимум, состоит из:

-вступления (разогрев);
-основной темы (лейт-мотив);
-брейка или перемены настроения;
-кульминации (самая насыщенная часть трека, обычно построенная на “основной теме”);
-аутро (заключение).

Брейков в композиции может быть несколько, и они часто вносят в микс свежие впечатления.

Ну так вот – теперь постарайтесь ответить на вопрос, что в вашем треке уже есть, а что так и не появилось еще на свет?
Старайтесь усвоить структурные ходы трека на интуитивном уровне.

Совет шестой.
Хороший композитор – это продвинутый слушатель.

Слушайте больше музыки – всякой и разной. Чем больше вы будете слушать музыки, тем больше у вас в голове будет откладываться различных музыкальных ходов, которые просто не дадут вам оказаться в тупике. Компилируйте в своем треке те приемы, что слышали у других. Это совершенно нормальное явление.

Совет седьмой.
Аналогии – это гуд.

Допустим, перед вами трек, с которым вы намертво застряли. Давайте посмотрим на него несколько отстраненно, и решим, какая из сторонних композиций первой всплывает из памяти по аналогии с вашим треком? Есть какие-нибудь ассоциации? Есть – отлично! Закройте на время программу-секвенсер и послушайте “аналогичный” трек или несколько подобных треков в winamp (у вас ведь есть собственная фонотека, не так ли?). Какие ходы, переходы, брейки, кульминацию использовали ваши любимые исполнители? Не будет ли хорошим решением применить нечто похожее в своем треке? =)

Совет восьмой.
Самоограничения и испытания – спасительны.

Когда вы не знаете, что делать дальше в треке, что добавить, куда дальше двигаться – вы парализованы. Вы бездействуете. Быть может вы покручиваете ручки того или иного синтезатора, но сути это не меняет – что делать дальше – непонятно. Так придумайте себе некое действие, или, если угодно, испытание в рамках данного микса!

Например, я застреваю. И я говорю себе: “Вот тело микса обрывается. Начиная с этого момента я должен в каждом новом такте пытаться делать совершенно разные ритмические и мелодические рисунки для баса и барабанов. Задача – сделать 16 совершенно разных тактов.” После этого я начинаю усиленно генерировать все новые и новые ритмические рисунки. Это подобие мозгового музыкального штурма. “Генератор паттернов”. Да, после такого упражнения у вас появится в конце трека много чуши и просто откровенной фигни, и ее придется местами вырезать, но я вам гарантирую, что таким образом вы также сгенерируете пару-тройку отличных ходов, которые вам наверняка захочется подкрепить другими партиями инструментов. Возьмите полученные такты, и используйте согласно собственному композиторскому чутью.

Заметьте хорошенько: я растормошил воображение путем самоограничения – “использую лишь бит и бас”, и поддержал его условием, что буду генерировать все новые и новые идеи на протяжении 16-ти тактов. Затем, когда ступор преодолен, я забил на все самоограничения, и принялся работать в своем обычном режиме. В результате подобных манипуляций у вас может получится прекрасные брейки, припевы, основы – все, что угодно. С этого упражнения вообще можно начать работу над треком, т.е. выполнить его в пустом проекте.

Это мощнейший комбинированный способ, по сути – это некий, более серьезный вариант “расшизовки”, о которой я упоминал ранее.

Совет девятый.
Используйте сэмпловую инъекцию!

Сэмпл – это звуковой кирпичик, упаковка, которая содержит в себе частичку саунда, концепции, мелодики или бита стороннего трека. Иногда, если попытаться внести такой фрагмент в уже имеющееся но незаконченное тело композиции, можно вдруг разглядеть совершенно иные вдохновляющие идеи и отлично вживить его в тело микса, при этом обеспечивая себе простор для дальнейшего развития темы!
Всячески издевайтесь над сэмплами, переиначивайте их, творчески обрабатывайте. Грамотное использование сэмплов способствует раскрепощению и убивает скуку.

Вдохновится на использование сэмплов для своих нужд вы можете, к примеру на любопытном сайте whosampled.com Это база, которая иллюстрирует различный манер использования сэмплов среди исполнителей. Очень занятно фрагменты аудио кочуют из оригинала трека в другой, совершенно иного плана трек. Я написал об этом сайте здесь.

Совет десятый.
Поговорим, со мной, мой друг… инструмент.

Вы играете на каком-либо инструменте? На гитаре? Может быть вы уже приобрели миди-клавиатуру?
Почему бы вам не отложить мышку, и не взять в руки любимый инструмент? Включите имеющийся набросок, и попытайтесь подобрать на инструменте какое-нибудь соло или риф, или аккорд, их комбинацию…
Если вы до сих пор не играете ни на одном инструменте, и надеетесь, что в дальнейшем вам это не понадобится, я вас разочарую. Освоить какой-либо музыкальный инструмент необходимо. Иначе вы будете оставаться на одном и том же (весьма низком) уровне довольно продолжительное время.
Итак, наиграли? Нашли нечто удачное? Зафиксируйте.
Эта мелодия или риф послужит отличным продолжением треку если ее поддержать аккомпанементом.

Совет одиннадцатый.
Не надо заloopляться!

В вашем треке есть удачные ходы, в противном случае вы бы не беспокоились о его судьбе. Быть может, вам даже нравится их переслушивать снова и снова, и это приносит вам весьма даже положительный кайф. Совет – не перебарщивайте в самолюбовании, не надо. Возьмите за правило слушать удачные моменты своего микса три-четыре раза, не более. Может быть даже меньше. После прослушки нужно делать хоть одно осмысленное изменение в треке. Иначе погрязнете, и голова насытится треком, каким бы классным он не был. Вы можете прийти к неотвратимому пресыщению и brain damage, и тогда ваш трек будет очень сложно сдвинуть с места. Кайфовать от собственной гениальности вы будете, когда закончите сведение и мастеринг трека, но, повторюсь, не стоит растрачивать психическую энергию на восхищение еще не законченным материалом.
Раньше я терял уйму времени из-за того, что часами переслушивал свои треки в секвенсере, а потом с горечью обнаруживал, что фрагменты трека приедаются, становятся шаблоном, который потом приходится с большими усилиями перегибать и рвать, чтобы двигаться дальше. Оно вам надо?

Совет двенадцатый.
Brain damage is…

Иногда мозг просто отказывается работать в нужном вам направлении. Причины могут быть различными, или усталость, или какие-либо посторонние проблемы-мысли, или же ваши эмоциональные подъемы вместе с низинами… В таком случае нужно поступать так, как рекомендовал Владимир Маяковский, говоря, естественно, о поэзии. Вам нужно сменить обстановку определенным образом. Надо вылезти из студии, отправится в такое место, которое бы оно разительно контрастировало с эмоциональным фоном вашего трека. Или вы можете просто посмотреть какой-нибудь фильм совершенно противоположного настроения. Пример: вы работаете над быстрым и энергичным треком. Работа не задалась. Идите в парк, сядьте на скамеечку и полюбуйтесь собачками, гадящими на газон с час или больше. Ручаюсь, проведя таким образом пару часиков вы вернетесь к своему станку с огромным количеством идей, с массой вдохновения. Инфа 100%.

Совет тринадцатый.
Найдите овцу отпущения.

Есть ли в вашем треке мелодии, которые весьма насыщенны и сложны? Найдите наиболее насыщенный фрагмент, и клонируйте паттерн с мелодией (прям как овечку Долли), поставьте в сторонке, и попробуйте ее слега “постричь”. Полученную оголенную бедняжку попробуйте нарядить и поддержать другими партиями инструментов. В процессе этого действа у вас появится если не целый хороший фрагмент, то множество идей мелодического и ритмического развития вашего трека.

Совет четырнадцатый
Нет одного, единственно верного звука!

Не стоит разыскивать часами один-единственный верный звук, прослушивая сотни гигабайты сэмплов или пресетов! Я нахожу звук с пятого-шестого клика. В чем секрет? У меня есть зрительный образ или эмоция, которую я передаю в музыке. Пространство этого образа довольно широко, а потому, шанс что я найду в первые же несколько щелчков нужный звук, который, в принципе, вписывается в это пространство, – весьма велик. Да, этот звук может быть немного “не тем что надо”, он может быть резок, или недостаточно гулок. Однако, если вы в ладах с программным обеспечением, вы всегда сможете повесить на него пару-тройку эффектов, подкрутить EQ и добиться необходимого звучания. Результат? Вы экономите кучу времени, и у вас в распоряжении звук, который вписывается в концепцию трека. Это отсыл к совету номер четыре. Который вкратце гласит: Знайте техническую сторону, бл%ать!

Совет пятнадцатый
Перерывы – это благо!

Делайте перерывы. Иногда вы можете быть просто не в настроении для музыки. Поэтому мой вам совет, найдите себе небольшое хобби, связанное с другими сенсорными ощущениями. Мне очень здорово стали даваться треки, когда я стал делать перерывы, во время которых кидал дартсы в мишень на стене. Может быть и вам придумать что-нибудь эдакое? =)

Совет шестнадцатый
Заведите себе напарника-единомышленника.

То, что вызывает у вас затык с легкостью преодолеет напарник. Вам нужно только найти человека с хорошим вкусом, который работает в той же программе, что и вы. Сдружившись, вы смогли бы периодически обмениваться своими материалами (в том числе и теми, которые вы не можете самостоятельно сдвинуть) и всячески взаимовыгодно сотрудничать. Напарник видит все в другом измерении, у него совершенно иные представления и заморочки. Ваших “барьеров” – источников вашего простоя – для него просто не существует. Он с легкостью закончит начатое вами, а вы с такой же легкостью сможете продолжить и закончить его трек! Кроме того, в процессе работы вы с ним обменяетесь бесценным опытом и узнаете друг от друга множество интереснейших профессиональных фишек. Рекомендую!

В заключение.

Напоследок я хотел бы, чтоб вы помнили одну вещь: если вы можете заканчивать свои треки, то вы находитесь на совершенно ином уровне. Вы совершили ощутимый качественный скачок, сэкономили кучу своего времени, и дальше вас будет ожидать россыпь удивительных свершений и открытий в мире музыки!

Желаю вам удачи и удачных музыкальных экспериментов!

С Уважением, Wolfframe

Мой сайт о создании музыки при помощи Ableton Live: http://wolfframe.com/

  • Аноним

    Аффтор, жги есчо! (ТЕСТ =)

  • Хорошая статья, вдохновляющая. Спасибо автору!
    P.S.: Пропиарил на фейсбуке =)

    • Спасибо Вам, Иван! Очень важно сейчас получать подобную поддержку, особенно когда ты только-только встал на путь информационного бизнеса в интернет!)

      Для меня также оказалось приятным сюрпризом, что Вы – тоже музыкант.

      Удачи и Вам, не применю пропиарить Ваши замечательные статьи на сайте, когда подвернется подходящая тема. ;)

  • Casual

    Толковые советы! Ни прибавить, ни отнять :) Про “самоограничения” здорово написал. Буду использовать :) Спасибо, Дмитрий!

  • Владимир

    Одна из лучших статей которые я когда либо встречал!

  • Илья

    Дейсвительно увлечения помогают очень, хорошо, допустим я занимаюсь танцами (popping в гугле посмотри обязательно) так вот в этом стиле лично для меня как и здесь существуют “самоограничения” так как своим телом можно выделять только те 2 звука или тот 1 звучок который начинается на каждую 8, недавно музыкой начал заниматься, заметил множество нюансов типа “выкладывания сырого трека” или “заloopленного наслаждения своим огрызком”, но слава богу такого еще не было, но есть напарник-одногруппник по танцам, сам он музыкой не занимается, но готов выслушать)))) Спасибо огромное за статью, кстати часть своих познаний я взял у тебя!)))))

  • Mark Alekseev

    Спасибо! Очень познавательно)