Замысловатая Фильтрация с Auto Filter

Плагин Auto Filter в Ableton Live

Аудиозапись: Adobe Flash Player (версия 9 или выше) требуется для воспроизведения этой аудиозаписи. Скачать последнюю версию здесь. К тому же, в Вашем браузере должен быть включен JavaScript.

Auto Filter — это один из самых примечательных плагинов программы Ableton Live, предназначенный для живых выступлений и эффектных трюков с динамической фильтрацией ваших партий.

Это эмуляция «аналогового» фильтра с возможностью выбора четырех классических видов среза: high-pass (фильтр низких), low-pass (фильтр высоких), band-pass (полосовой фильтр), и band-reject (вырез полосы).

Данный фильтр может также работать как эквалайзер, однако его возможности в обработке и фильтрации звука куда шире за счет нескольких навороченных автоматизированных секций.

В данной статье я подробно рассмотрю его интерфейс, функционал, регулируемые параметры и возможности применения.

Итак, начнем с самого наглядного. Для контроля параметров в плагине Auto Filter предусмотрен функциональныйX-Yграфический интерфейс:

Shot46

Ухватив мышкой желтый круг, вы можете гибко регулировать частоту среза сигнала (frequency), и параметр «Q» (который означает добротность среза, т.е. его интенсивность и изгиб резонанса).

Чуть ниже графического интерфейса предусмотрен выбор одного из четырех классических фильтров:

Shot40

Любой выбранный вами тип фильтра регулируется двумя параметрами — «frequenсy» (бегунок, отвечающий за частоту среза в герцах) и параметр «Q», который здесь означает «добротность» среза:

Shot45

Дам короткую справку о функциях каждого из перечисленных выше фильтров:

Shot41 low-pass Фильтр высоких частот с регулируемой частотой среза и «добротностью» «Q» (английские названия фильтров высоких и низких частот могут запутать. Постарайтесь просто запомнить эти странности – данные фильтры названы “пиндосами” через “ass”);

Shot42 high-pass Фильтр низких частот с регулируемой частотой среза и «добротностью» «Q»;

Shot44band-pass Полосовой фильтр (диапазонный), с регулируемой центральной частотой и добротностью (регулирует остроту пика центральной частоты).

Shot43band-reject Режекторный, удаляющий определенный диапазон частот фильтр с регулируемой центральной частотой и добротностью «Q»

Высокие значения параметра «Q» вносят в hight-pass, low-pass и band-reject кривую резонансный пик, наличие которого добавляет к сигналу наиболее яркие эффекты динамической фильтрации. Однако! Следите за громкостью сигнала — резонанс может вызвать перегрузки и клиппинг!

Shot50

Модуляция (динамические изменения в громкости и фильтрации частот) в данном плагине возможна посредством двух секций: повторителя огибающей (envelope follower) и/или генератора LFO (low frequency oscillator):

Справка:

Envelope Follower — повторитель огибающей. Эффект Envelope Follower изменяет огибающую амплитуды обрабатываемого сигнала в соответствии с образцовой волновой формой (которой может выступать исходный сигнал на дорожке, или же сигнал с другой звуковой дорожки при помощи sidachain-функции, о которой чуть ниже). Задержки, подвжики и интересные эффекты фильтрации достигаются благодаря манипуляциям с параметрами «Attack», Release, Envelope.

LFO (Low Frequency Oscillator) — Низкочастотный генератор. Используется для модулирования частоты фильтра. Он вырабатывает колебания различных форм с частотами примерно от 0.1 до 20 Гц (отсюда и название). Возможно устанавливать колебания LFO с привязкой к темпу трека (переключатель со значком «♪»).

Полюбуемся на эти секции во всех подробностях:

Envelope Follower:

Shot47

Это и есть секция «повторителя огибающей» (Envelope Follower). Здесь входящий сигнал преобразуется в огибающую, которая отражается на работе всего фильтра, автоматизирует его. Т.е. если мы обрабатываем фильтром барабанный луп, envelope follower будет рисовать в своих недрах некую огибающую, повторяющую все всплески ударов и впадины амплитуды данного барабанного лупа.

Секция содержит три регулятора:

Amount (верхний регулятор) — определяет интенсивность, с какой выходящая громкость сигнала будет модулировать частоту фильтра. Положительные значения заставляют частоту фильтра скакать вверх, повторяя все всплески оригинального сигнала, в то время как негативные значения поворачивают частоту вниз в то время, как звук входящего сигнала достигает пикового значения (происходит инверсия). Не забывайте крутить данный регулятор, на первых порах я периодически забывал, а потому не получал должного эффекта и разочаровывался!;

Attack — атака определяет сколько времени требуется модулируемой огибателем частоте достигнуть максимального значения. Т.е. большие значения этого параметра означают, что обработка сигнала фильром будет следовать за пиками оригинального сигнала с некоторым опозданием. Малые значения — максимально приблизят амплитуду envelope follower’а к амплитуде обрабатываемого сигнала;

Release — определяет сколько времени потребуется, чтобы модулируемая частота вернулась к исходному значению.

Quantize Beat:

В фильтр встроена также интересная секция «Quantize Beats», позволяющая квантовать модуляцию частоты. Т.е. модуляция частоты становится привязанной к определенному нотному интервалу.

Квантайз модуляции усиливает динамику фильтра. Нумерация кнопок квантайза осуществлена в16-хнотах (интервал длительности с 0,5/16, 1/16, 2/16 по 16/16). Например выбор кнопки 2 означает, что модуляция огибающей будет происходить по восьмым нотам.

Shot48

Для того, чтобы почувствовать что делает секция Quantize Beat, вы можете провести небольшой эксперимент. Загрузите на сводобную дорожку какой-нибудь длительный пад, и снабдите его плагином «автофильтр». Настройте его приблизительно так, как показано на рисунке:

Shot58

Возможно вам потребуется немного поднастроить частоту (frequency), чтобы услышать интересный нисходящий-восходящий sweep-эффект.

Теперь попробуйте кликнуть на «On» кнопку в Quantize секции несколько раз. При выключении и выключении квантайза вы услышите как модуляция меняется от мягкого свипа до некого «вертолетно-образного» эффекта.

Этот эффект появляется из-за того, что частота фильтра подскакивает на новое значение каждую16-юноту. Теперь вы можете поэкспериментировать с другими значениями Beat Quantize и со значениями «Phase» в том числе.

LFO/S&H:

Shot49

Секция LFO/S&H (LFO — low frequensy oscillator) содержит два низкочастотных генератора огибающей, которые также можно использовать для модуляции частот фильтра.

Особенность данного фильтра в том, что LFO-генераторов здесь два на каждый канал стерео панорамы.

Рассмотрим подробнее интерфейс секции LFO/S&H.

Amount: Данный регулятор определяет глубину (интенсивность амплитуды) модуляции;

Shape: в выпадающем списке Shape выбирается форма волны LFO-генераторов. Данный список говорит сам за себя и не требует дополнительного освещения, не так ли? (См. скриншот внизу).

Shot51

Отмечу, что самый лучший способ почувствовать разницу между формами волн — поднять значение Amount, добавить резонанса (высокое значение «Q») и просто послушать. Это будет весьма доходчивая демонстрация. Попробуйте.

Rate: контролирует скорость модуляции, ее частоту. Она может быть выражена как в герцах так и в нотных длительностях, которая синхронизирует частоту модуляции с темпом (переключение находится справа от регулятора).

Phase: Данный регулятор изменяет разность фаз между LFO-генераторами, что создает специфический эффект автопанорамы фильтра.

Когда мы проставляем значение этого регулятора на значение в 180, LFO генерирует противоположные модуляции, создавая стерео-эффект. Другими словами, в то время как частота левого канала увеличивается, частота правого — уменьшается.

Уменьшение параметра Phase заставляет фазовое соотношение левого и правого сигнала LFO быть все более идентичными друг другу, пока они не станут одинаковыми на значении «0». Увеличение параметра, естественно, делает левый и правый канал все более отличным друг от друга.

Rate — контроллер может быть переключен на режим «Hz», или синхронизируем с темпом, путем включения кнопки с обозначением ноты «». В зависимости от того, какой переключатель вы выберете в секции Phase-контроля будут доступны различные опции:

1) Shot52 2) Shot53

Когда Rate переключен в режим «Hz», два переключателя появляются возле Phase-контроллера. Если щелкнуть на нижний переключатель (с обозначением некоего подобия динамика) появляется контроллер под названием Spin:

Shot54

Spin изменяет скорости двух LFO относительно друг друга, создавая эффект «кручения».

Когда же регулятор Rate поставлен на синхронизацию с темпом (переключатель со значком ноты «♪»), возле Phase появляется контроллер «Offset». Этот параметр может быть использован для того, чтобы создать характерные ритмические эффекты. Если вы подымите значение «Offset», пики и впадины LFO-искажений сдвигаются с ритмического рисунка, вместо того, чтобы точно следовать ему.

Рекомендую покрутить ручки и поэкспериментировать. Во время чтения вряд ли сложиться практическое понимание всех регуляторов данной секции LFO Подмигивающая рожица

SIDECHAIN

И последняя в данном плагине фича. Весьма примечательная — sidechain-эффект, который встроен в данный Autofilter.

Панель контроля Sidechain-эффекта вызывается путем нажатия на кнопку Shot55 в левом вехрнем углу плагина.

Открывшаяся контрольная панель выглядит так:

Shot56

Sidechain появился в Autofilter начиная с7-ойверсии программы Ableton Live, и добавил необъятный диапазон возможностей к и без того весьма примечательному плагину. (Gate и Compressor — эффекты, кстати, также имеют встроенную секцию Sidechain, так что прочитав текст ниже вы научитесь применять sidechain и в них).

Sidechain подразумевает, что в качестве источника сигнала, определяющего работу фильтров, будет выступать внешний сигнал, т.е. совсем не тот, который мы в настоящее время обрабатываем.

Другими словами вы можете заставить Envelope Follower следовать амплитуде любого сигнала с любой дорожки Ableton Live, вместо того, чтобы следовать динамической амплитуде того сигнала, который вы обрабатываете с Autofilter.

Давайте проведем эксперимент, чтобы понять, как это работает.

Если вы перед этим экспериментировали с секцией Beat Quantize, вы можете продолжить с тем же самым длительным падом. Нам потребуется другая дорожка, которая будет служить для нас исходным сигналом для sidechain’а. Это может быть как аудио, так иMidi-дорожка,но она должна воспроизводить что-то перкуссионное с сильными ударными пиками.

Теперь, в нашей секции Sidechain, выберите в качестве источника перкуссионный трек, также как показано на скриншоте внизу (Audio From — ваш источник sidechain-сигнала):

Shot57

В качестве источника сигнала для «сайдчейна» я выбрал барабанный луп Tn-909.

Теперь включите сразу оба клипа и медленно поднимайте значение «Envelope». Как только вы сделаете это, вы услышите как ваш пад начинает ритмично обрабатываться фильтром в соответствии с пиками перкуссионного источника сигнала. Т.е. вздыматься и опадать вместе с ударами нашего лупа.

Если вы не слышите достаточного эффекта даже при выкрученном параметре «Envelope», возможно вам нужно поднять параметр «Gain», чтобы сайдчейн смог дучще распознать сигнал источника.

Dry/Wet контроллер определяет интенсивность смешивания сигнала обработанного сайдчейном с нашим оригинальным сигналом, прежде чем отправится в секцию «Envelope». В нашем случае установка данного параметра на 50% означает, что envelope follower будет следовать амплитуде смешанных 50/50 сигналов и ударных и пада. При значении 0% эффект сайдчейна будет выключен напрочь.

Pre Fx и Post FX

Shot60

И последнее — что это за параметры «Pre и Post FX», которые находятся прямо под выбором источника сигнала в Sidechain?

Pre Fx — включение данного режима означает, что сигнал, поступающий в качестве внешнего источника (с другой дорожки) будет подан в sidechain в его первозданном виде, без внесения искажений от различных спецэффектов.

Например, мы обработали наши ударные эхом и овердрайвом, подаем их в качестве источника на sidechain, и не хотим чтобы envelope follower повторял длинные искаженные хвосты эффектов после каждого барабанного удара. В таком случае — включаем Pre FX — и Auto Filter теперь следует «чистой» амплитуде sidechain-сигнала.

Post Fx — означает, что сигнал с источника sidechain подается в искаженном всеми эффектами виде, а значит и envelope follower нашего фильтра все искажения учитывает. Таким образом, Auto filter обрабатывает сигнал согласно «грязной», обработанной всеми эффектами амплитуде сигнала.

Если что-то не понятно — проведите следующий эксперимент. Попробуйте повесить на дорожку с ударными эффект «Beat Repeat» или «Ping-Pong Delay». И подайте ее в качестве источника амплитудного сигнала на Autofilter. Переключение Post Fx/Pre Fx будет весьма наглядной демонстрацией различия в режимах.

Shot62

Надо заметить одну немаловажную особенность: режимы Post Fx/Pre Fx работают, даже если мы выключим (нажем «mute») на дорожке, являющейся источником sidechain. (См. скришот вверху.) Я «заглушил» дорожку с sidechain-сигналом в микшере, но все равно получаю его амплитудные колебания в свой Auto Filter. Используйте это! (Sidechain — режим также доступен в Gate и Compressor — плагинах, в них можно делать аналогичные трюки).

И последнее — Рost Mixer режим sidechain’а направляет в сайдчейн-сигнал с дорожки, уже после того, как он прошел через все цепочки эффектов, автоматизаций и параметры микшера.

Если вы обрабатывали дорожку замысловатыми колебаниями микшерной громкости — будьте спокойны, все ваши кручения ручек теперь будут переданы в sidechain и envelope follower фильтра будет им следовать.

Заключение

Я полагал, что данный плагин опишу резво и быстро. Но, как оказалось, в нем было скрыто очень много нюансов и фишек, о которых я и не подозревал.

Весь свой потенциал данный плагин откроет в руках пытливого и любопытного музыканта. Поэтому — экспериментируйте с ним, крутите ручки, сочетайте с другими звуковыми эффектами. Этот плагин – незаменимый инструмент для того, чтобы придать вашему треку больше динамики, живой пульсации и вибрации. (Почитайте, кстати, статью о динамике в электронной музыке: http://wolfframe.com/dinamika-treka-pul-s-plot-i-dy-hanie-miksa/)

Надеюсь, данная статья поможет вам раскрыть данный плагин в полной мере =)

С Уважением, Wolfframe.

П.С. Привет всем моим постоянным читателям! Впереди — целый цикл статей о эффектах Ableton Live, и чтобы вы всегда были в курсе и вовремя были проинформированы о новых статьях, рекомендую вам подписаться на мою RSS-рассылку: Подписаться на сайт Wolfframe | Ableton Music Composer по Email (или же просто введите свой e-mail в квадратную форму в правом верхнем углу сайта – как вам удобно).

  • DANIL NOVIKOV

    Думаю что теперь я буду больше уделять внимание этому эффекту поскольку теперь знаю все нюансы :-) как всегда все по полкам с подробностями , Спасибо !

    • wolfframe

      На здоровье! Я и сам узнал много нового, когда разбирал его)

      • Михаил Лагетенко

        Дмитрий вот вопрос по сложнее. Во фруктах есть плагин Envelope controller,так в нём можно задавать любые значения LFO и привязывать абсолютно к любым плагинам..к инструментам или к эффектам – без разницы. Так вот,вопрос. существует ли в ableton что нибудь подобное,чтобы также значения LFO можно было применить к любым параметрам плагинов?

        • wolfframe

          LFO в комплекте с Max4Live.

          Max4Live является головной болью для пиратов, поскольку по сути это отдельная программа в которой пишутся множество прикольных дополнений для Ableton. Ее нужно отдельно скачивать и взламывать.

          Я же наслаждаюсь ею по лицензии.

  • Casual

    Спасибо за статью, Дмитрий! Как и в каких местах ты применяешь auto filter? :)

    • wolfframe

      Честно – я его до сего дня практически не использовал. (Упс) Проникся только во время написания данной статьи. Вот, кстати, небольшой пример, аутофильтр включается на 15-й секунде: https://www.box.com/s/6b20c7870b0f662d5199

  • Zazzovich

    Отрадно заметить что где то за год очень сильно возросло количество обучающего материала по этому секвенсору) (к примеру чуть более года назад мне не удалось найти ничего стоящего кроме zwook.ru и zvukopedia.ru )) Сейчас всё быстрыми темпами идёт в гору) Спасибо за обзоры, Дмитрий!
    Офтоп подобные разборы эффектов есть в формате видео, но за них нужно отдать немалую сумму :) Так что, ребят хотите сэкономить- заходите сюда почаще.

  • Spectradnbmusic

    Просто супер, огромное спасибо автору, просто огроменное, особенно за урок по Impulse.
    Да и вообще все уроки очень классные, доходчиво и с юмором.
    Пожалуй лучшие мануалы по Ableton, что я читал.
    Все самое ценное мы получаем бесплатно, убеждаюсь в который раз.
    Автору еще раз огромный респектище за проделанную огромную работу.

  • ааа

    Все отлично описано и расписано. Дмитрий, спасибо!